Друзья, это я автор размещенной выше Андреем Скуратовым схема истории БЧ.
Давайте сразу расскажу, для чего я делал карту:
У меня в архиве несколько тысяч старых и старинных карт. Не всегда на этих картах обозначен год. Как в таких случаях узнать, когда же карта была отпечатана? Помочь в этом могут железные дороги: зная время прокладки тех или иных линий, можно значительно сузить возможные варианты датировки карты. Или другой случай: карта является перепечаткой более ранней (в двадцатые-тридцатые годы карты РККА часто представляли собой перепечатку старых царских "верстовок"), и мы еще не видим на ней железной дороги, хотя вроде как давно уже должна быть. В этом случае тоже можем прикинуть: по состоянию на какой год нарисована местность?
Сначала я составил хронологическую таблицу открытия новых участков железки на территории Беларуси с подробными пояснениями. А без них было бы непонятно: часть линий закрыли/разобрали/взорвали, часть перешили на широкую колею и т.п. И хоть работа была проделана немалая и очень полезная, все же с помощью такой схемы было не очень удобно датировать старинные карты. Поэтому я начал рисовать схему. Схему полезно изучать вместе с таблицей, иначе без некоторых пояснений можно запутаться.
Сейчас попробую ответить на ваши вопросы и задать свои.
Vavan писал(а):Сразу бросается в глаза отсутствие грузовых обходов Минска и ветки на Калий-4. Хотя это такие специфические линии...
ОК, напишите, пожалуйста, их даты - я добавлю. Что касается Солигорска и вообще всяких мелких ответвлений, то решил их не рисовать, чтобы не перегружать карту. Поскольку преимущественно карта - про пасс. движение, то рисовал основной пассажирский ход, а грузовые - уже так, факультативно. Кстати, и по поводу самого Солигорска есть неясности: в разных источниках говорится, что открыли в 1960 или же в 1962 году.
Vavan писал(а):По закрытым/разобранным линиям хотелось бы видеть дату закрытия. Плюс не у всех тупиковых линий обозначены конечные пункты.
Не у всех линий мы знаем дату закрытия (особенно у УЖД). Когда закрылась Старушки - Уречье, например?
Vavan писал(а):Потом, вроде бы Новоельня - Любча, Друя - Дукштас, Лынтупы - Кобыльник были узкоколейками. Лучше не смешивать с широкой колеёй, а как-то отдельно обозначить.
А что делать с теми УЖД, которые перешиты на широкую колею? Я решил отображать те УЖД, по которым было пассажирское движение.
Скуратов Андрей писал(а):Vavan писал(а):По закрытым/разобранным линиям хотелось бы видеть дату закрытия.
Вот да! Тоже такое чувство возникает. Возможно автор просто цепляется за формулировку "даты открытия линий"?
Боюсь перегрузить карту. Опять же, как уже выше написал, не всегда это известно.
Wowan писал(а):Графику бы подтянуть. А то будто смотришь на схему 1992 года, нарисованную в пейнте — глаза сломать можно. И всё в кучу: широкая колея, стандартная колея, узкая колея...
Вы таки удивитесь: она действительно нарисована почти в пэйнте, точнее - в PixBuilder. И это не карта, а схема, - на то она и схема, чтобы быть схематической, максимально простой. Я не дизайнер, с Корелем общался пару раз в жизни. Использую то, чем умею пользоваться. Но если кто умет и могет - пусть нарисует, а моя схема станет отправной точкой, я только порадуюсь. По поводу широкой и узкой отметил выше.
Иван писал(а):Линия Волковыск-Черемха открыта для "правильного" движения в 1906 году,а не в 1907.
Вот
здесь в солидном исследовании сказано, что в 1907. А у вас откуда сведения?
Terrich писал(а):Несколько моих замечаний. 1. Поречье отодвинуть от границы и показать, что от него до этой самой границы пути живы.
Это некритично.
Terrich писал(а):2. Ветку на Озёры подле Гродно можно также нарисовать как разобранную.
Что за ветка, где и когда была? УЖД Житомля - Закревщина - Озеры?
Terrich писал(а):3. Если уже нарисовалась Руба, то тогда уже следует рисовать и Предзаводскую, Заднепровскую и т.п.
Я отметил, как мне кажется, наиболее крупные (по поводу Солигорска написал выше).
Terrich писал(а):4. Ответвление на Новогрудок на линии Новоельня-Любча.
Про ответвления написал выше: на схеме изображал основной ход, а про ответвления помечал в таблице. Аналогично с ответвлением Уборок - Завишин от линии Верейцы - Гродзянка.
Terrich писал(а):5. Везде нарисовать приграничные станции, например Свислочь, Берестовица, Беняконе, Словечно, Шестёровка и т.п. Хотя ... это дело автора карты.
Я отмечал только те станции, которые были конечными пунктами на момент постройки, а также являются узловыми с более чем двумя направлениями движения.
Terrich писал(а):6. Раз уж участок Поречье-Марцинконис указан серым цветом, то кусок от Шестёровки в Россию тоже нужно засерить. Либо ввести отдельный цвет для неразобранных недействующих дорог.
Он таки неразобран? Я слышал, что вроде разбирали. Или просто законсервировали? Если так, исправлю.
Всем спасибо за дополнения!
Вот по замечаниям, которые мне накидали в ЖЖ, будут следующие изменения и дополнения:
Исправить:
*Витебск – Смоленск: 1868 (октябрь), а не 1867
*Невель – Витебск: 1904 (август)
Добавить:
*Старушки – Уречье: 1940-1944 (?) На картах РККА 1940 показана как широкая колея Старушки – Совхоз Сосны (совр. дер. Сосны) с УЖД ответвлениями: Ветчин – Малые Городятичи (вскоре после канавы Цартова в урочище Кадище показана разобранной) и Сосны – Колхоз имени БВО (совр. дер. Коммуна) и далее почти до дер. Нежин.
*Липа – Синявка – Буды, Синявка – Ганцевичи: 1916-1917, разобрана после 1930х, (восточный обход Барановичей).
*Годутишки - Диджясалис.
Сомневаюсь, добавлять ли Барановичскую систему пасс. УЖД (этакое Барановичское кольцо).
А теперь вот еще к вам вопросы. Изучил интересную карту железных дорог Беларуси, немецкую, 1941 года, и аналогичную 1944. Там нашел некие линии, про которые пока ничего не знаю:
*Городок - Привальни (деревня к С-В от Городка, примерно 20 км) - показана как широкая колея.
*Демехи - Горваль (тоже как широкая).
*Красный Брод - Глуск (еще одна широкая)
Подскажете, что за они?