Оператор поста централизации станции Молодечно Нина Луговская: «Я тот же стрелочник, только с пультом»
Источник Анжаліка Крупянькова
«Высоко сижу, на пути гляжу», — так в рифму может сказать о своем рабочем месте Нина Луговская. Её профессия на самом деле редкая: на нашей железнодорожной станции всего четыре оператора поста централизации (кстати, все женщины), и Нина Прокофьевна среди них самая опытная.
Почти 40 лет Нина Луговская работает оператором поста централизации.
Начинала с дежурной по разъезду
Пост находится на втором этаже в отдельно стоящем здании, напоминающем башню. Внутри вышки – железная лестница с крутыми ступеньками. «Это наша физкультура!» — с улыбкой говорит женщина, ловко поднимаясь наверх. Застекленное со всех сторон небольшое помещение будто парит над путями. Ряд телефонных аппаратов. Сердце поста — пульт с многочисленными рычажками. Всё родное, до боли знакомое…
Большую часть жизни – 39 лет — Нина Прокофьевна отдала железной дороге.
— Родом я с Украины, из Волынской области. От нашей деревни до ближайшей железнодорожной станции было 6 километров. Мы, дети, очень любили там бывать, провожать поезда, слушать стук колес. Казалось, что более интересной профессии, чем железнодорожник, не существует. Вот я и решила после восьмого класса поступать в Брестское училище железнодорожного транспорта на специальность «дежурный по станции». Тем более что от нас до Бреста всего 70 километров.
Девушку распределили на Минское отделение железной дороги, оттуда направили на станцию Молодечно.
— Мы сюда приехали вместе с однокурсницей Ниной Мучинской, она сейчас работает приемосдатчиком груза и багажа. Наше первое место работы – дежурный по разъезду Тышкевичи, который находился недалеко от противотуберкулезной больницы, — вспоминает моя собеседница.
— Не страшно было по ночам дежурить одной на отдаленном разъезде?
— Поначалу было страшновато, а потом привыкла. Тем более что через дорогу жила семья одного из путейцев.
— Сколько поездов нужно было встретить и проводить за 12 часов дежурства?
— От 12 до 20.
— И ночью тоже?
— Конечно! На железной дороге ночью не поспишь – это мы четко усвоили с первого дежурства.
Рабочее место Нины Прокофьевны расположено на втором этаже отдельно стоящей вышки.
«Брак в нашей работе не допускается»
— Оператор поста централизации – тот же стрелочник, только с пультом. А без стрелочника движение на железной дороге невозможно, — так коротко и четко определяет значение своей профессии Нина Прокофьевна. – Наш пост обслуживает 25 стрелочных переводов, почти 20 путей. Диспетчер отдает распоряжения, мы выполняем.
— А что самое трудное в вашей работе?
— Наверное, осознание ответственности. Брак не допускается, оператор не имеет права на ошибку. От него в большой мере зависит безопасность, жизнь людей.
С 1989 года Нина Луговская работает оператором. И сегодня благодарна за стажировку, помощь в освоении пульта Тамаре Буцель.
Когда набралась опыта, Нина Прокофьевна и сама была наставником молодежи, говорит, что у нее наберется с полсотни учеников. Многие продолжают работать на станции, среди них диспетчер Евгений Дашкевич, дежурная по станции Елена Волынец и другие.
На посту Нину Прокофьевну сменяют коллеги Наталья Погудо, Александра Макей, Ирина Гончарик.
За многолетний добросовестный труд Нине Луговской присвоено звание «Почетный железнодорожник». Её портрет размещен на Доске почета станции, а основные вехи трудовой биографии занесены в книгу Почета.
Семейная династия
Так случилось, что железная дорога для Нины Прокофьевны стала не только любимой работой, но и судьбой. В общежитии железнодорожников она познакомилась со своим мужем Валерием Антоновичем, который работал машинистом мотовоза. К большому сожалению, его не стало в прошлом году… Их сыновья Владимир и Сергей работают монтерами пути.
У Нины Прокофьевны четверо внуков. Женщина рассказывает, что они тоже любят поезда, иногда просят бабушку проехать с ними на электричке от «Фестивального» до вокзала. Кто знает, может кто-то из них захочет продолжить семейную династию.
— Вся моя жизнь – железная дорога! – говорит Нина Прокофьевна, великая труженица, которая много десятилетий заступает на свой ответственный пост и в единой связке с коллегами обеспечивает четкое и безукоризненное движение железнодорожного транспорта.
Текст и фото: Анжелика КРУПЕНЬКОВА.