Премьер призвал к ответственности экс-руководство PV
Необходимо дать оценку действиям прежнего правления предприятия «Пасажиеру вилциенс» (ПВ), которое сознательно шло на заключение договора о поставках новых поездов, не отвечающего заданию правительства и мнению Еврокомиссии по этому вопросу. Об этом в передаче «Доброе утро, Латвия!» на ЛТВ заявил премьер-министр Валдис Домбровскис («Единство»).
На вопрос о том, необходимо ли оценивать также ответственность министра сообщения Айвиса Рониса, если договор будет расторгнут, премьер не дал прямого ответа, указав, что министр вряд ли мог предполагать, что правление ПВ пойдет на открытые нарушения.
По словам Домбровскиса, теперь возможны два варианта: нужно договариваться с испанской компанией Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF) об изменении условий договора или расторгать его.
Согласно заключению Минсообщения, договор можно расторгнуть без штрафных санкций со стороны CAF, а если выполнять его в нынешней редакции, то Латвии грозят миллионные финансовые коррекции со стороны ЕС.
Премьер признал, что процесс назначения нового правления ПВ никого не удовлетворяет, но этот вопрос входит в компетенцию министра. Нужно также учесть то обстоятельство, что в сложившейся ситуации требовались быстрые действия. По словам Домбровскиса, работа в правлении ПВ предлагалась нескольким кандидатам, но большинство от нее отказалось.
Как сообщалось, правление ПВ было полностью заменено 21 мая. Новым председателем правления вместо Нила Фрейвалдса стал Артис Биркманис, а членами правления Анрийс Бренцанс, Силвия Дреймане и Айгар Штокенбергс («Единство»). Именно назначение Штокенбергса вызвало наибольшее недовольство партнеров по коалиции, так как «Единство» не обсуждало с ними его кандидатуру.
Телеграф.lv
Коалиция в истории с поездами — безответственна
Попытки партнеров по коалиции уклониться от ответственности за закупку поездов безответственны. Об этом заявил сегодня после встречи с президентом Андрисом Берзиньшем премьер-министр Валдис Домбровскис («Единство»).
«Уклониться от ответственности — самое легкое, что можно сделать. По-моему, это довольно безответственно, и такой подход мы поддержать не можем», — сказала премьер.
Президент отказался подробно комментировать события вокруг договора о закупке поездов, отметив, что в течение двух недель будут конкретные результаты. «Тогда и будем оценивать», — сказал Берзиньш.
LETA
Премьер не будет требовать отставки Рониса
Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис пока что не станет требовать отставки министра сообщения Айвиса Рониса, так как считает, что тот должен как можно быстрее решить проблему с заключением договора о закупке новых поездов для ж/д пассажироперевозчика Pasažieru vilciens.
Во вторник в передаче Латвийского телевидения «С добрым утром, Латвия!» премьер указал, что прежнее правление PV сознательно заключило с испанской компанией Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF) договор, который не соответствует данным правительством поручениям и мнению Еврокомиссии (ЕК). Он сказал, что теперь Минсообщения должно оценить степень ответственности за это членов прежнего правления предприятия.
Домбровскис сообщил, что в течение двух недель PV и CAF должны договориться о внесении в договор одобренных правительством изменений, в противном случае он будет расторгнут. «По информации Минсообщения, договор можно расторгнуть без обязательств со стороны CAF», — добавил он.
«Этот договор заключают не министр и не руководитель правительства. Министр должен вести надзор за этим вопросом, и именно поэтому я считаю, что следует дать оценку ответственности правления. Правлению были даны совершенно четкое поручение правительства и мнение ЕК. Если правление игнорирует эти поручения, это создает проблемы. Проблемой господина Рониса было то, что он не осознал того, что вскрылись нарушения», — пояснил премьер.
На вопрос, не потребует ли он отставки министра, Домбровскис указал, что Ронису надо сконцентрироваться на скорейшем разрешении ситуации. «Если это не удастся, тогда оценим», — добавил он.
«Уклониться от ответственности — это, конечно, самое легкое, что можно сделать. Это безответственное отношение», — сказал премьер журналистам после встречи с президентом Андрисом Берзиньшем в ответ на вопрос об отношении к тому, что входящие в правящую коалицию нацобъединение и Партия реформ отмежевываются от ответственности за покупку поездов для PV.
Берзиньш, в свою очередь, сказал, что это вопрос о правительстве. «Так что они хотят сказать — что они не в правительстве?» — задал он риторический вопрос.
Оценивая ход заключения договора и работу министра сообщения, президент указал, что назначено «чрезвычайное правление» и в течение двух недель появятся конкретные результаты. «Тогда и будем оценивать», — добавил он.
Уже сообщалось, что в понедельник Ронис подчеркнул, что нынешний договор не вступил в силу и в нем не предусмотрены какие-либо штрафные санкции на случай расторжения.
Он предполагает, что соглашения с CAF о поправках к договору можно добиться за установленные 15 дней. В случае, если с CAF не будет достигнуто соглашение о внесении изменений в договор, еще достаточно времени для объявления нового конкурса, сказал министр.
Как уже сообщало BNS, Министерство финансов заключило, что Pasažieru vilciens при подписании договора о поставке новых поездов не приняло во внимание указания правительства. Представитель Минфина сообщил, что Минфин как ведущее латвийское учреждение по распоряжению средствами еврофондов в рамках своей компетенции оценил подписанный PV 2 апреля этого года по проекту Фонда выравнивания «Модернизация системы рижского пригородного ж/д пассажирского сообщения и обновление подвижного состава дизельных поездов» договор с победителем конкурса — компанией Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles. Договор предусматривает поставку 34 электро— и 7 дизельных поездов. Проанализировав соответствие заключенного договора проекту, Минфин заключил, что фактически PV не только не учло сделанные ранее Минфином, Министерством сообщения и Бюро по надзору за закупками официальные возражения, направленные на то, чтобы не вносить существенные поправки в изменяемые, и, что более существенно, в неизменяемые пункты, но и не приняло во внимание указаний правительства.
Еврокомиссия высказала сходное мнение — планируемые поправки к договору содержат столь существенные изменения, что возникает необходимость проведения нового конкурса по закупке поездов. ЕК может рассмотреть возможность применить финансовую коррекцию размером в 100% — то есть 100 млн латов. В этом случае покрывать эту сумму придется из госбюджета.
Расходы по закупке новых поездов составят 144 млн латов, из которых 100 млн латов составит софинансирование евросоюзного Фонда выравнивания, а 44 млн латов — финансирование PV в рамках проекта.
BNS