Страница 2 из 4

Добавлено: 14 апр 2008, 16:47
Shoorick
8. В Постолах сохранилась насыпь станции. Шире, чем сами пути, раза в 4. Также накопаны какие-то небольшие пруды рядом (засохли). Много заброшенных домов в деревне:(
Нашел остатки сарайчика из красного кирпича. В качестве "конька" использовался рельс. На нем надпись (фото есть, а сейчас скажу по памяти): "BOCHUM 1876 L (в квадрате) М.B." Какие-то железяки поменьше также торчат из фундамента. То ли это остатки станционных сооружений, приспособленные под сарай. То ли сарай, сделанный из остатков станционных сооружений:)
Где-то слышал (может быть, и на этом форуме), что для дороги использовались старые рельсы. Скорее всего, это одна из них. Так что артефакты найти все-таки реально:)

9. За Постолами насыпь соответствует лесной просеке на северо-запад. И только за ЛЭП сворачивает немного западнее к Обозу. Заканчивается за 200 метров от дороги.
На полдороги за Постолами - непонятные и глубокие овраги-пруды. Скорее всего, бывшие карьеры.
На всей длине (от станции Ветчин) было несколько мостов. Теперь это просто разрывы в насыпи, между которыми текут ручьи. Кое-где остались остатки деревянных опор.

Остался загадочный участок Обоз-Сосны-Шипиловичи. То ли там на месте насыпи теперь Р57, то ли дорога делала загадочную петлю на запад (как на карте google). Следы можно было бы поискать в большом лесу за Шипиловичами. (Я в прошлый раз утомился его прочесывать, но лес все-таки большой...)

Местные в Шипиловичах вспоминают, что больших боев во время войны не было, но бронепоезд какие-то сарайчики-домики все-таки попалил:)

Сам лес около дороги очень разнообразный. Лиственный, очень красивый. Текут черные ручьи, стоят живописные березовые рощи, много дубов... В некоторых местах вся земля покрыта ковром из цветов... просто сказка, так много цветов видел впервые... В общем, получил массу удовольствий:)

Добавлено: 15 апр 2008, 09:11
vl80
Класс! Шурик нас опередил. Ехать почти не надо :)
За Соснами начинается полоса активной мелиорации. Врядли что-то сохранилось. Скорее всего не больше чем у Уречья.

Добавлено: 15 апр 2008, 11:54
Shoorick
Почему же - съездите. Очень приятные места. Подскажу где чего смотреть:)
Ветки на Городятичи, Коммуну неисследованные. Участок леса между Соснами и Шипиловичами.

Немного фоток с чужой цифромыльницы.
(c) Нашка

Старушки - Ветчинская Рудня
Изображение

Ветчин - Городятичи
Изображение

Ветчин - Постолы
Изображение

Добавлено: 15 апр 2008, 16:08
vl80
Подснежников действительно много, класс!

Добавлено: 15 апр 2008, 22:56
Wowan
А чего деревья так близко? Там не узкоколейка была?

Добавлено: 16 апр 2008, 11:55
Shoorick
Давно не использовалась. Сама насыпь незаросшая (в большей части), так как местные ездят, ходят.

Также может быть, что после войны часть насыпи использовалась под узкоколейку (см. п.7 про "бревна под рельсами"... - интересно, так вообще делают?). Но это точно неизвестно.

Где бы подробных карт послевоенных найти...

Добавлено: 16 апр 2008, 15:10
Wowan
Shoorick писал(а):Где бы подробных карт послевоенных найти...
См. архив министерства обороны :)

Добавлено: 22 окт 2008, 11:04
Shoorick
Информация от Alex_Digger:

> Не знаю, есть ли эта инфа в инете. Я ее самолично вычитал в книге, найденной в заброшенной больничке. Пытался выложить эту инфу на RailwayClub, зарегился, но с сайта мне так и не пришло подтверждения, хотя уж дней 10 прошло. Так что можешь сам там написать.

"Книга Ивана Химичева "В борьбе и тревоге" (мемуары, литературная запись Владимира Лаврова; Минск, "Беларусь", 1977). Авторитет И.Химичева не подвергается сомнению: активный участник Бобруйского подполья, командир партизанского отряда имени Кастуся Калиновского. В беларусском музее ВОВ есть его фотография.

Цитата: "Разведчики доложили, что немцы приступили к восстановлению участка железной дороги от станции Уречье до станции Старушки". Следовательно, ветка, показанная на польской карте, дествительно была. А про железку Бобруйск-Старушки автор говорит исключительно "Бобруйск-Рабкор". Еще в одном месте сказано: "За период с августа по ноябрь 1942 года наш отряд... вел ожесточенные бои с немецко-полицейскими гарнизонами, размещавшимися в деревнях Ветчин и Грабово [теперь Грабов - Alex Digger], а также принимал участие в операции по подрыву железнодорожного моста через реку Птичь. После этой операции рота словаков, охранявшая мост, полностью перешла на нашу сторону". Скорее всего, это мост ветки Бобруйск-Старушки, а не Слуцк-Осиповичи.

Добавлено: 22 окт 2008, 12:34
vl80
То что "Бобруйск-Рабкор" это наверное цензоры не допустили

Добавлено: 09 ноя 2008, 14:52
Wowan
Народ, интересная инфа проскочила в интернет-газете "Мы". Там большой материал про сельскохозяйственную коммуну в Любанском районе (читать тут: Коммунизм на болоте)

В середине можно прочитать такое:
Второй урожай, собранный коммунарами, оказался богатым. Излишки, которых оказалось очень много, они сдали государству. Успехом модинской коммуны заинтересовалось руководство БССР и полесское экономическое чудо посетил председатель ЦИКа БССР Александр Червяков. Этот визит стал судьбоносным - коммунарам пообещали помочь техникой. И они ее получили. Только не от руководства республики, а от...пролетариата Германии. По программе "Красного креста" они прислали в коммуну плуги, трактора и даже железную дорогу. Проложить узкоколейку сквозь топкие земли было практически невозможно, но коммунары справились и с этим. Так среди полесских болот появилась первая железная дорога.

Добавлено: 10 ноя 2008, 00:22
andy t
Любопытно. Эх, ну вот хотя бы одно фото с рабочей УЖД в тех местах сохранилось! Так нет же...

Добавлено: 10 ноя 2008, 13:49
Shoorick
Да, это про ветку Сосны-Коммуна. На старых картах Коммуна так и называется "клх. им. Б.В.О.".
Вот только интересно - если Сосны-Старушки только перед войной построили, с чем тогда стыковалась эта узкоколейка? Или просто до Сосен шла?

Еще, не в тему:
: Коммунары... Соблюдали "сухой закон"... на торфяных почвах успешно выращивали коноплю

Добавлено: 10 ноя 2008, 14:18
vl80
Скорее всего до д. Сосны. По другому ж никак не прорисовывается

Добавлено: 11 ноя 2008, 00:29
micha1520
Только что просмотрел на типотелеканале ОНТ "перадачу" про Коммуну на болоте.. Один в один текст вышеприведённой статьи.
Из интересного-две фотки с той узкоколейки.

Добавлено: 27 авг 2009, 18:36
Shoorick
Немного добавлю: ездил еще этой весной. По наводке пользователя Файфер с бывшего форума Любани нашел еще несколько отрезков насыпи на участке Сосны - Шипиловичи. Прошел также по узкоколейному ответвлению на Коммуну и дальше - многое сохранилось, есть несколько интересных артефактов (рельсы, камни с надписями, памятники), да и сам поселок не очень обычный. В самой Любани никаких следов дороги давно нет.

На старых картах (РККА, польские, американские) дорога присуствует, но частично. В основном участок Старушки - Сосны - Коммуна. Но на одной карте видел и Уречье - Любань. Можно считать, что всю загадку расшифровал... но осталось и несколько недорисованных штрихов. В музеях Любани и Коммуны наверняка тоже сохранились любопытные документы.

Re: Уречье - Старушки

Добавлено: 10 май 2010, 18:59
Macintosh
Всем здрасте! Может поздно пишу но это вам чисто так на заметку. Дорогу которая соединяла Любань и Уречье построили немцы. Моя бабулька ее строила, их немцы заставляли. И была там две дороги. Одна ж/д, другая деревянная потому что грязи было по колено. И уже после прихода наших эту деревянную дорогу разбирали и строили некое подобие домов. Так как вся деревуха была спалена, осталось только пару домов.

Re: Уречье - Старушки

Добавлено: 10 май 2010, 22:59
Андрэй ГМ
Пра якую вёску размова?

Re: Уречье - Старушки

Добавлено: 12 май 2010, 16:22
Macintosh
Уречье

Re: Уречье - Старушки

Добавлено: 02 июн 2010, 19:50
Shoorick
Macintosh:
Может поздно пишу но это вам чисто так на заметку. Дорогу которая соединяла Любань и Уречье построили немцы. Моя бабулька ее строила, их немцы заставляли.
Очень интересно. Спасибо.

Бабулька не помнит, где конкретно шла эта дорога? (Т.е. у меня есть свои соображения, но лучше услышать ответ). Особенно интересно, где именно она выходила из Уречья, где был мост и т.д. Еще какие-нибудь детали - станции по дороге, и др.

Re: Уречье - Старушки

Добавлено: 25 окт 2010, 19:07
Shoorick
Прогулялись по ответвлению Ветчин - Мал.Городятичи. Ветка была нарисована на картах РККА 30-х годов, как частично рабочая, частично строящаяся. В реальности карте соответствует. Заканчивается у Оресы, по мнению местного существовала очень давно, вела на смолзавод. Он также вспоминал про пассажирское сообщение на Уречье-Старушки в Ветчине (Киштымов упоминал про то, что оно было в Любани).

Кроме того, под Ветчиным имеется еще одна дорога-артефакт. То ли автомобильная, то ли железнодорожная. Насыпь широкая, со рвом. Ведет от трассы Р57 в никуда, т.е. обрывается за квартал перед болотом. Если обычная шоссейка к в/ч, то ни воинской части, ни пионерлагеря в реальности там нет. Если недостроенная ж/д, то до ст.Ветчин не доведена 2 км. Попытка соединить Уречье-Старушки и Старушки-Рабкор? Или более современный проект (на генштабе поновее эта дорога длиннее)?

Re: Уречье - Старушки

Добавлено: 26 окт 2010, 23:46
vl80
Скорее всего военные что-то клепали. Больше там некому. А у военных приказ: завтра начали, послезавтра забросили и всем пофигу...

Re: Уречье - Старушки

Добавлено: 26 дек 2010, 02:02
Kiryl
Наткнулся в инете на следующую карту

http://www.mapywig.org/m/German_maps/19 ... 3_1943.jpg

1. Показана линия Старушки - Сосны.

2. Показана узкоколейка Сосны - Коммуна - Нежин. (почти доходит до Нежина)

3. Показана ветка жд южнее Ветчина, уходящая на Северо-Восток

4. Показан северный обход Уречья

Re: Уречье - Старушки

Добавлено: 04 янв 2011, 17:04
Shoorick
Если правильно понял, она составлена на основе польских и русских 30-х годов (см. левый нижний угол).

Re: Уречье - Старушки

Добавлено: 04 янв 2011, 19:39
Kiryl
Также недавно наткнулся на еще один сайт (http://www.wwii-photos-maps.com/).

Зашел в "Pre-War Topographical Maps" -> "Click here for Scale 1:50 000" -> "N-35" и выбрал карты :
N-35-129-A http://www.wwii-photos-maps.com/prewarm ... -129-A.jpg
N-35-129-B http://www.wwii-photos-maps.com/prewarm ... -129-B.jpg
N-35-129-C http://www.wwii-photos-maps.com/prewarm ... -129-C.jpg
N-35-129-D http://www.wwii-photos-maps.com/prewarm ... -129-D.jpg
Карты N-35-128-B там не нашел, скачал отсюда :
N-31-128-B (север) http://greif.uni-greifswald.de/geogreif ... B-nord.jpg
N-35-128-B (юг) http://greif.uni-greifswald.de/geogreif ... B-sued.jpg

С этих карт перенес железные дороги Ветчин - Сосны, Сосны - Коммуна - Нежин, Ветчин - Малые Городятичи на карту поновее (находится в прикрепленных файлах), обозначив красными линиями.

P.S. Узкоколейка (отдельные и довольно крупные ее части) Сосны - Коммуна - Нежин. Существовала еще после 1957 года (моя мама ее помнит). Шла вдоль старой нежинской дороги (соединяет деревни Коммуна и Нежин, та что севернее). После войны вроде хотели даже продлевать до самой деревни Нежин. Но потом все затихло после строительства гравийной дороги Нежин - Коммуна (та что южнее).

P.P.S. На том же сайте есть две карты ("Army map service" -> "Eastern Europe"):
-> "L" http://www.wwii-photos-maps.com/armymap ... ninets.jpg
-> "M" http://www.wwii-photos-maps.com/armymap ... Mozyr'.jpg
На первой карте показано ответвение от станции Уречье, ведущее на юг, к городу Любань. Обрывается на западной окраине города (на второй карте его продолжения нету). Также показано ответвение от Уречья на север.

Re: Уречье - Старушки

Добавлено: 04 янв 2011, 21:59
Shoorick
http://www.wwii-photos-maps.com - компиляторы. Первоисточники РККА на уже упомянутом http://greif.uni-greifswald.de, а AMS на http://www.lib.utexas.edu/maps/ams/.
AMS тоже, кстати, составлялся на основе РККА и WIG.

Все упомянутые ветки я за последние годы прошел.
Трек севернее Ветчина совпадает с ЛЭП (вернее, наоборот:) В остальном Ваши карты близко к правде.

Существование ветки на север от Уречья в 50-ые годы - интересное замечание. Почему-то казалось, что она гораздо более поздняя. Только сейчас она начинается немного в другом месте и идет дальше. Интересно, а может, на самом деле, советские или немцы хотели продолжить линию еще севернее?