Уречье - Старушки

Обсуждается работа станций, узлов, остановочных пунктов, перегонов и отдельных участков

Модераторы: andy t, Евгений Громов

Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Shoorick »

8. В Постолах сохранилась насыпь станции. Шире, чем сами пути, раза в 4. Также накопаны какие-то небольшие пруды рядом (засохли). Много заброшенных домов в деревне:(
Нашел остатки сарайчика из красного кирпича. В качестве "конька" использовался рельс. На нем надпись (фото есть, а сейчас скажу по памяти): "BOCHUM 1876 L (в квадрате) М.B." Какие-то железяки поменьше также торчат из фундамента. То ли это остатки станционных сооружений, приспособленные под сарай. То ли сарай, сделанный из остатков станционных сооружений:)
Где-то слышал (может быть, и на этом форуме), что для дороги использовались старые рельсы. Скорее всего, это одна из них. Так что артефакты найти все-таки реально:)

9. За Постолами насыпь соответствует лесной просеке на северо-запад. И только за ЛЭП сворачивает немного западнее к Обозу. Заканчивается за 200 метров от дороги.
На полдороги за Постолами - непонятные и глубокие овраги-пруды. Скорее всего, бывшие карьеры.
На всей длине (от станции Ветчин) было несколько мостов. Теперь это просто разрывы в насыпи, между которыми текут ручьи. Кое-где остались остатки деревянных опор.

Остался загадочный участок Обоз-Сосны-Шипиловичи. То ли там на месте насыпи теперь Р57, то ли дорога делала загадочную петлю на запад (как на карте google). Следы можно было бы поискать в большом лесу за Шипиловичами. (Я в прошлый раз утомился его прочесывать, но лес все-таки большой...)

Местные в Шипиловичах вспоминают, что больших боев во время войны не было, но бронепоезд какие-то сарайчики-домики все-таки попалил:)

Сам лес около дороги очень разнообразный. Лиственный, очень красивый. Текут черные ручьи, стоят живописные березовые рощи, много дубов... В некоторых местах вся земля покрыта ковром из цветов... просто сказка, так много цветов видел впервые... В общем, получил массу удовольствий:)
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Сообщение vl80 »

Класс! Шурик нас опередил. Ехать почти не надо :)
За Соснами начинается полоса активной мелиорации. Врядли что-то сохранилось. Скорее всего не больше чем у Уречья.
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Shoorick »

Почему же - съездите. Очень приятные места. Подскажу где чего смотреть:)
Ветки на Городятичи, Коммуну неисследованные. Участок леса между Соснами и Шипиловичами.

Немного фоток с чужой цифромыльницы.
(c) Нашка

Старушки - Ветчинская Рудня
Изображение

Ветчин - Городятичи
Изображение

Ветчин - Постолы
Изображение
Последний раз редактировалось Shoorick 27 авг 2009, 18:35, всего редактировалось 1 раз.
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Сообщение vl80 »

Подснежников действительно много, класс!
Аватара пользователя
Wowan
Сообщения: 3130
Зарегистрирован: 10 окт 2007, 23:05
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Контактная информация:

Сообщение Wowan »

А чего деревья так близко? Там не узкоколейка была?
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Shoorick »

Давно не использовалась. Сама насыпь незаросшая (в большей части), так как местные ездят, ходят.

Также может быть, что после войны часть насыпи использовалась под узкоколейку (см. п.7 про "бревна под рельсами"... - интересно, так вообще делают?). Но это точно неизвестно.

Где бы подробных карт послевоенных найти...
Аватара пользователя
Wowan
Сообщения: 3130
Зарегистрирован: 10 окт 2007, 23:05
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Контактная информация:

Сообщение Wowan »

Shoorick писал(а):Где бы подробных карт послевоенных найти...
См. архив министерства обороны :)
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Shoorick »

Информация от Alex_Digger:

> Не знаю, есть ли эта инфа в инете. Я ее самолично вычитал в книге, найденной в заброшенной больничке. Пытался выложить эту инфу на RailwayClub, зарегился, но с сайта мне так и не пришло подтверждения, хотя уж дней 10 прошло. Так что можешь сам там написать.

"Книга Ивана Химичева "В борьбе и тревоге" (мемуары, литературная запись Владимира Лаврова; Минск, "Беларусь", 1977). Авторитет И.Химичева не подвергается сомнению: активный участник Бобруйского подполья, командир партизанского отряда имени Кастуся Калиновского. В беларусском музее ВОВ есть его фотография.

Цитата: "Разведчики доложили, что немцы приступили к восстановлению участка железной дороги от станции Уречье до станции Старушки". Следовательно, ветка, показанная на польской карте, дествительно была. А про железку Бобруйск-Старушки автор говорит исключительно "Бобруйск-Рабкор". Еще в одном месте сказано: "За период с августа по ноябрь 1942 года наш отряд... вел ожесточенные бои с немецко-полицейскими гарнизонами, размещавшимися в деревнях Ветчин и Грабово [теперь Грабов - Alex Digger], а также принимал участие в операции по подрыву железнодорожного моста через реку Птичь. После этой операции рота словаков, охранявшая мост, полностью перешла на нашу сторону". Скорее всего, это мост ветки Бобруйск-Старушки, а не Слуцк-Осиповичи.
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Сообщение vl80 »

То что "Бобруйск-Рабкор" это наверное цензоры не допустили
Аватара пользователя
Wowan
Сообщения: 3130
Зарегистрирован: 10 окт 2007, 23:05
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Контактная информация:

Сообщение Wowan »

Народ, интересная инфа проскочила в интернет-газете "Мы". Там большой материал про сельскохозяйственную коммуну в Любанском районе (читать тут: Коммунизм на болоте)

В середине можно прочитать такое:
Второй урожай, собранный коммунарами, оказался богатым. Излишки, которых оказалось очень много, они сдали государству. Успехом модинской коммуны заинтересовалось руководство БССР и полесское экономическое чудо посетил председатель ЦИКа БССР Александр Червяков. Этот визит стал судьбоносным - коммунарам пообещали помочь техникой. И они ее получили. Только не от руководства республики, а от...пролетариата Германии. По программе "Красного креста" они прислали в коммуну плуги, трактора и даже железную дорогу. Проложить узкоколейку сквозь топкие земли было практически невозможно, но коммунары справились и с этим. Так среди полесских болот появилась первая железная дорога.
andy t
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: 09 дек 2005, 12:28
Откуда: Беларусь

Сообщение andy t »

Любопытно. Эх, ну вот хотя бы одно фото с рабочей УЖД в тех местах сохранилось! Так нет же...
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Shoorick »

Да, это про ветку Сосны-Коммуна. На старых картах Коммуна так и называется "клх. им. Б.В.О.".
Вот только интересно - если Сосны-Старушки только перед войной построили, с чем тогда стыковалась эта узкоколейка? Или просто до Сосен шла?

Еще, не в тему:
: Коммунары... Соблюдали "сухой закон"... на торфяных почвах успешно выращивали коноплю
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Сообщение vl80 »

Скорее всего до д. Сосны. По другому ж никак не прорисовывается
micha1520
Сообщения: 2776
Зарегистрирован: 20 апр 2006, 16:29

Сообщение micha1520 »

Только что просмотрел на типотелеканале ОНТ "перадачу" про Коммуну на болоте.. Один в один текст вышеприведённой статьи.
Из интересного-две фотки с той узкоколейки.
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Shoorick »

Немного добавлю: ездил еще этой весной. По наводке пользователя Файфер с бывшего форума Любани нашел еще несколько отрезков насыпи на участке Сосны - Шипиловичи. Прошел также по узкоколейному ответвлению на Коммуну и дальше - многое сохранилось, есть несколько интересных артефактов (рельсы, камни с надписями, памятники), да и сам поселок не очень обычный. В самой Любани никаких следов дороги давно нет.

На старых картах (РККА, польские, американские) дорога присуствует, но частично. В основном участок Старушки - Сосны - Коммуна. Но на одной карте видел и Уречье - Любань. Можно считать, что всю загадку расшифровал... но осталось и несколько недорисованных штрихов. В музеях Любани и Коммуны наверняка тоже сохранились любопытные документы.
Macintosh
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10 май 2010, 18:53

Re: Уречье - Старушки

Сообщение Macintosh »

Всем здрасте! Может поздно пишу но это вам чисто так на заметку. Дорогу которая соединяла Любань и Уречье построили немцы. Моя бабулька ее строила, их немцы заставляли. И была там две дороги. Одна ж/д, другая деревянная потому что грязи было по колено. И уже после прихода наших эту деревянную дорогу разбирали и строили некое подобие домов. Так как вся деревуха была спалена, осталось только пару домов.
Андрэй ГМ
Сообщения: 226
Зарегистрирован: 17 окт 2009, 19:40
Откуда: Гомельскі раён, Новая Мільча

Re: Уречье - Старушки

Сообщение Андрэй ГМ »

Пра якую вёску размова?
За зьняволеных і гнаных за праўду Госпаду памолімся.
За тых, хто загінуў за праўду, Госпаду памолімся.
Macintosh
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10 май 2010, 18:53

Re: Уречье - Старушки

Сообщение Macintosh »

Уречье
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Re: Уречье - Старушки

Сообщение Shoorick »

Macintosh:
Может поздно пишу но это вам чисто так на заметку. Дорогу которая соединяла Любань и Уречье построили немцы. Моя бабулька ее строила, их немцы заставляли.
Очень интересно. Спасибо.

Бабулька не помнит, где конкретно шла эта дорога? (Т.е. у меня есть свои соображения, но лучше услышать ответ). Особенно интересно, где именно она выходила из Уречья, где был мост и т.д. Еще какие-нибудь детали - станции по дороге, и др.
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Re: Уречье - Старушки

Сообщение Shoorick »

Прогулялись по ответвлению Ветчин - Мал.Городятичи. Ветка была нарисована на картах РККА 30-х годов, как частично рабочая, частично строящаяся. В реальности карте соответствует. Заканчивается у Оресы, по мнению местного существовала очень давно, вела на смолзавод. Он также вспоминал про пассажирское сообщение на Уречье-Старушки в Ветчине (Киштымов упоминал про то, что оно было в Любани).

Кроме того, под Ветчиным имеется еще одна дорога-артефакт. То ли автомобильная, то ли железнодорожная. Насыпь широкая, со рвом. Ведет от трассы Р57 в никуда, т.е. обрывается за квартал перед болотом. Если обычная шоссейка к в/ч, то ни воинской части, ни пионерлагеря в реальности там нет. Если недостроенная ж/д, то до ст.Ветчин не доведена 2 км. Попытка соединить Уречье-Старушки и Старушки-Рабкор? Или более современный проект (на генштабе поновее эта дорога длиннее)?
Вложения
vetchin_doroga_8km.gif
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Re: Уречье - Старушки

Сообщение vl80 »

Скорее всего военные что-то клепали. Больше там некому. А у военных приказ: завтра начали, послезавтра забросили и всем пофигу...
Аватара пользователя
Kiryl
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 21 ноя 2010, 20:25
Откуда: Минск, Осиповичи

Re: Уречье - Старушки

Сообщение Kiryl »

Наткнулся в инете на следующую карту

http://www.mapywig.org/m/German_maps/19 ... 3_1943.jpg

1. Показана линия Старушки - Сосны.

2. Показана узкоколейка Сосны - Коммуна - Нежин. (почти доходит до Нежина)

3. Показана ветка жд южнее Ветчина, уходящая на Северо-Восток

4. Показан северный обход Уречья
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Re: Уречье - Старушки

Сообщение Shoorick »

Если правильно понял, она составлена на основе польских и русских 30-х годов (см. левый нижний угол).
Аватара пользователя
Kiryl
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 21 ноя 2010, 20:25
Откуда: Минск, Осиповичи

Re: Уречье - Старушки

Сообщение Kiryl »

Также недавно наткнулся на еще один сайт (http://www.wwii-photos-maps.com/).

Зашел в "Pre-War Topographical Maps" -> "Click here for Scale 1:50 000" -> "N-35" и выбрал карты :
N-35-129-A http://www.wwii-photos-maps.com/prewarm ... -129-A.jpg
N-35-129-B http://www.wwii-photos-maps.com/prewarm ... -129-B.jpg
N-35-129-C http://www.wwii-photos-maps.com/prewarm ... -129-C.jpg
N-35-129-D http://www.wwii-photos-maps.com/prewarm ... -129-D.jpg
Карты N-35-128-B там не нашел, скачал отсюда :
N-31-128-B (север) http://greif.uni-greifswald.de/geogreif ... B-nord.jpg
N-35-128-B (юг) http://greif.uni-greifswald.de/geogreif ... B-sued.jpg

С этих карт перенес железные дороги Ветчин - Сосны, Сосны - Коммуна - Нежин, Ветчин - Малые Городятичи на карту поновее (находится в прикрепленных файлах), обозначив красными линиями.

P.S. Узкоколейка (отдельные и довольно крупные ее части) Сосны - Коммуна - Нежин. Существовала еще после 1957 года (моя мама ее помнит). Шла вдоль старой нежинской дороги (соединяет деревни Коммуна и Нежин, та что севернее). После войны вроде хотели даже продлевать до самой деревни Нежин. Но потом все затихло после строительства гравийной дороги Нежин - Коммуна (та что южнее).

P.P.S. На том же сайте есть две карты ("Army map service" -> "Eastern Europe"):
-> "L" http://www.wwii-photos-maps.com/armymap ... ninets.jpg
-> "M" http://www.wwii-photos-maps.com/armymap ... Mozyr'.jpg
На первой карте показано ответвение от станции Уречье, ведущее на юг, к городу Любань. Обрывается на западной окраине города (на второй карте его продолжения нету). Также показано ответвение от Уречья на север.
Вложения
Maps1.zip
(654.03 КБ) 408 скачиваний
Maps2.zip
(590.19 КБ) 380 скачиваний
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Re: Уречье - Старушки

Сообщение Shoorick »

http://www.wwii-photos-maps.com - компиляторы. Первоисточники РККА на уже упомянутом http://greif.uni-greifswald.de, а AMS на http://www.lib.utexas.edu/maps/ams/.
AMS тоже, кстати, составлялся на основе РККА и WIG.

Все упомянутые ветки я за последние годы прошел.
Трек севернее Ветчина совпадает с ЛЭП (вернее, наоборот:) В остальном Ваши карты близко к правде.

Существование ветки на север от Уречья в 50-ые годы - интересное замечание. Почему-то казалось, что она гораздо более поздняя. Только сейчас она начинается немного в другом месте и идет дальше. Интересно, а может, на самом деле, советские или немцы хотели продолжить линию еще севернее?
Ответить