Разобранные и забытые линии

Обсуждается работа станций, узлов, остановочных пунктов, перегонов и отдельных участков

Модераторы: andy t, Евгений Громов

Аватара пользователя
Wowan
Сообщения: 3130
Зарегистрирован: 10 окт 2007, 23:05
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Контактная информация:

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Wowan »

Приемлемое - это не менее 40 км/ч?
Вячеслав
Сообщения: 416
Зарегистрирован: 05 янв 2009, 17:34
Откуда: EU

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Вячеслав »

А в расписаниях грузовых что пишут о Кричеве и округе?
В МЖД, насколько мне известно, одна пара Унеча-Белынковичи, и от Рославля до Понятовки одна вывозные.
micha1520
Сообщения: 2776
Зарегистрирован: 20 апр 2006, 16:29

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение micha1520 »

В белорусской служебке тоже одна пара Кричев-Унеча. Но реально в 2008-м было и поболей..
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение vl80 »

Shoorick писал(а):Обнаружил несколько насыпей на старых картах в районе Бегомля.
1. Углы (7 км от Бегомля по трассе на Минск) - Ю-З чуть севернее Толщи - разветвление на Кромовичи и Городище. Смотреть на картах РККА (N-35-56-2). Судя по конфигурации развязки, не автодорога и не просека. Или узкоколейка или конно-деревянная лесовозная.

2. Березина (3 км ниже Студенки, хут.Синичино) - Ю-З на оз.Домашковское - обход его с В,Ю,З - С-З и где-то около Лустич 3 тупика. Есть и на РККА и на современных. Интересно, что почти совпадает с границей Витебской и Минской областей.

Или это неизвестные подъезды к неизвестным дотам укрепрайона т.н. "линии Сталина"?
Граница недалеко...

Что это?
№1 стопудово лесовозная Гать, хотя на современных картах обозначен просто деревянный мост в лесу, любопытно интересно было бы вживую на него взглянуть :)

№2 Весьма любопытная вещь, очень похожа на ЖД. Одним концом подходит к р. Березина и дальше видна насыпь на современных полукилометровках. Но совершенно непонятно для чего она там была нужна. Укрепрайоны "линии сталина" по другую сторону Лепельского шоссе. Да и показана в 30-х уже разобранной. Возможно это была лесовозная УЖД, которая доставляла лес к реке, который дальше сплавляли до Борисова. А может не УЖД это вовсе, но уж ооочень похожа..
Кастусь Шыталь
Сообщения: 866
Зарегистрирован: 12 мар 2006, 08:14
Откуда: Oddz. dr. Królewszczyzna dyr. Wilno

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Кастусь Шыталь »

УЖД от оз. Домашковское до Березины обозначена как действующая на польской карте 1931 г.

На советской полкилметровке 1929? в районе д. Комайск (10 км восточнее Докшиц) прослеживаются остатки насыпи УЖД, которая шла с Парафьянова через Докшицы и далее на восток. Скорее всего, существовала в период Первой Мировой. УЖД обозначена на схематической карте Виленского воеводства 1926 года.

Кстати, где можно достать послевоенные полкилометровки?
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Shoorick »

Кастусь Шыталь,
Вы уже писали про нее, называя Парафьянов - Докшицы - Борисов, 1915-16.
Остается вопрос, по какому треку она подходила к Борисову, где пересекала Гайну или Березину.

А что есть хоть какие (1-2 км) послевоенные карты?
Ничего не видел, кроме 2км 1942 на часть территории, и американских компиляций AMS.
И где можно посмотреть эту 1926?
Вячеслав
Сообщения: 416
Зарегистрирован: 05 янв 2009, 17:34
Откуда: EU

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Вячеслав »

http://greif.uni-greifswald.de/geogreif/?cat=24&view=G
Адрес сайта Universität Greifswald немного поменялся, на сайте есть 50 000 и 100 000 на Беларусь очень много.
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Shoorick »

Так это известные довоенные РККА. Или там что-то новое появилось?
Alt5
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 08 апр 2008, 02:20

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Alt5 »

Косинец разбушевался, собрался ветку на Россоны восстанавливать :).
На распутье

В середине XIX века на юге США прокладывали железную дорогу — осваивали новые территории. Довольны были далеко не все. Протестовали коренные жители, чьи первозданные резервации отобрали под нужды технического прогресса. Дело доходило до нешуточных столкновений.
История может повториться: железную дорогу решили строить и на севере нашей страны — в Россонском районе. С таким поручением выступил председатель Витебского облисполкома Александр Косинец. Многие местные жители такой идее только рады. Впрочем, бои местного масштаба, не исключено, развернутся и здесь. Специалисты только–только готовят технико–экономическое обоснование, а в интернете уже всполошились экологи. Их аргументы: строительство ветки Полоцк — Россоны нанесет ущерб дикой природе. Ведь этот красивейший уголок, спрятавшийся от основных транспортных магистралей, чем–то напоминает резервацию. Только природную. Неповторимый каскад почти из двухсот озер, несколько заказников, нетронутые леса... По какому пути пойдут местные власти?

Исторический путь
Как именно будет петлять новенькая железнодорожная ветка? Экономисты пока просчитывают несколько вариантов. Наиболее выгодный и наименее затратный — восстановить участок исторической магистрали между Полоцком и Псковом. Ее называют последней железнодорожной артерией Российской империи. Увы, во время Великой Отечественной войны она была разрушена. Однако старожилы Россонского района до сих пор помнят, как в 30–е годы мимо местных деревень на Россию мчались поезда.
...Деревня Осинники всего в нескольких километрах от Россон. О таких говорят: вымирающая. Всего десяток хат, у некоторых уже давно заколочены окна, висят ржавые замки. Здесь доживают свой век старики. Кажется, еще пару лет — и небольшую деревушку поглотит город. На пороге неприметного, но достаточно ухоженного дома появляется местная «старейшина» — бабушка Анна Александровна Рубис. Ей 88. Неожиданным гостям бабушка очень рада. Собака, кот да телевизор — вот и вся компания. Навестить маму периодически приезжает сын. Муж, подруги давно умерли. Скучно!
— А про железную дорогу помните? — завожу разговор.
— Еще как! Я тогда в школу ходила, — Анна Александровна мечтательно улыбается, вспоминая детство. — Даже сама мост помогала строить. Мы его комсомольским называли. Пробный поезд по нему пустили еще до войны. Это была прямейшая дорога на Ленинград. Немцы отступали и разрушили. Товарняки везли на стройку гравий. Люди ездили, до Полоцка за 30 минут можно было добраться. А мы бегали на станцию за полтора километра продавать землянику. Нам по десять–двадцать копеек за стакан, помню, давали. А поезд как заревет... Коровы и кони пугались. Нужна ли дорога сейчас? Даже не знаю, мало нас теперь...
С тех пор прошло более 60 лет. Тем не менее экскурсию по «железке» мне устроили. В районе еще остались «артефакты», которые у местных ассоциируются исключительно с бывшей магистралью. Останавливаемся у ничем не приметной лесной развилки. От асфальта куда–то в сторону уходит узкая гравийка. Две машины там разминутся вряд ли. Председатель Альбрехтовского сельсовета Валерий Субач как заправский гид показывает: именно по этой насыпи в первой половине прошлого века и проходили пути. Для местных жителей это своего рода ориентир. Так и говорят: «В грибы поехали по «железке».
Исполкомовский «жигуленок», словно вездеход, пробирается по лесным колдобинам. Водитель Александр Трофимов только смеется: любая современная иномарка давно бы застряла. Путь к старому мосту, который в том числе, будучи еще школьницей, строила Анна Рубис, чем–то напоминает соревнования по ралли.
Но мост — это громко сказано! Так, переправа... От масштабного сооружения, которым в свое время наверняка гордилась Анна Александровна, остались лишь воспоминания. Через речку Дмитровку сейчас перекинуто лишь несколько бревен. От края до края всего десяток шагов. Раз, два, три... Мы уже на территории России. Несколько железных костылей, осколки бетона да насыпь, заросшая кустами и деревьями, среди которых то и дело встречается щебень, — пожалуй, единственные сохранившиеся свидетельства о железной дороге.

Экономический путь
Да уж, негусто. Выходит, магистраль придется восстанавливать почти с нуля?
— Не совсем так, — уточнили в отделе экономики Россонского райисполкома. — Насыпь ведь сохранилась. Это значительно упрощает строительство и снижает расходы.
Впрочем, от специалистов Белорусской железной дороги я услышал и такую новость: ветку, возможно, будут строить между Россонами и станцией Полота (между Полоцком и Невелем). Прикладываю к карте линейку. Так, два с половиной сантиметра против трех с половиной. Действительно, этот участок короче. Но неужели такой путь менее затратный?
Экономисты, к примеру, подсчитали: чтобы ветка начала приносить прибыль, нужно подождать... аж 116 лет. Многовато! Но издавна в тех местах, куда пришла железная дорога, бурлила жизнь, создавались новые предприятия. Местные власти верят: так будет и теперь.
Например, уже в начале сентября здесь собираются запустить простаивающий кирпичный завод. Свою работу он приостановил в 2009–м.
— Себестоимость нашего кирпича сейчас достаточно высокая, — вздыхает главный инженер Россонского филиала Обольского керамического завода Вячеслав Хоменок. — Основная причина — слишком уж дорого обходится нам доставка. Железная дорога сократит эти расходы на 30 — 40 процентов. Вывоз продукта автомобильным транспортом? Это дополнительные затраты на бензин, техобслуживание. В общем, нерационально. Поэтому ждем, когда в районе появится железная дорога. Поскольку себестоимость продукции будет меньше, то и цены снизятся. Деньги можно перераспределить на развитие предприятия, на зарплату.
У директора Россонского лесхоза Ивана Козлова своя бухгалтерия. Он уже просчитал, что железная дорога позволит принести ежегодную дополнительную прибыль как минимум в миллиард рублей.
— Наш лесхоз один из самых крупных в стране, — рассуждает он. — Мы можем загружать как минимум по 5 вагонов леса и продукции ежедневно. Это много! Работаем как с белорусскими предприятиями, так и с иностранными.
А еще Россоны можно назвать городом–спутником Полоцка и Новополоцка. Ежедневно сотни человек преодолевают расстояние 40 километров, чтобы попасть на учебу, работу, посетить рынок, крупные магазины. А в обратном направлении движутся дачники и туристы. Но их пока маловато. И хотя район в лидерах по числу агроусадеб (их около тридцати), в прошлом году местные озера посетили всего около 2.000 человек. Капля в море...

Экологический путь
Однако именно массового притока туристов опасаются экологи.
— Не нужно путать экологический туризм с массовым отдыхом, — считает эксперт экологического товарищества «Зеленая сеть» Игорь Пастухов. — Россонский район пока остается одним из самых уникальных и нетронутых уголков страны. На местных озерах сейчас встретишь лишь рыбаков из ближайших деревень или, на худой конец, из Полоцка. А представьте, что будет, если сюда ринутся потоки отдыхающих? Ведь железная дорога только поспособствует притоку туристов. Проблема в том, что у многих отсутствует элементарная экологическая культура. Берега превратятся в свалки мусора. Посмотрите, что стало с озером Свитязь или со многими озерами Мядельского района! Считаю, что доход в казну района может приносить и дикая природа. Например, европейцев больше интересует первозданность, а не места массового отдыха. Именно в аутентичность готовы вкладывать деньги и инвесторы.
У экологов есть и другой весомый аргумент. Чтобы восстановить железную дорогу, придется вырубить несколько десятков гектаров леса.
— Но ведь, по предварительным данным, дорога пройдет по старой насыпи, — спешат успокоить в Россонском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды. — Никаких ценных видов деревьев там не растет. Этот лес посадили всего 60 лет назад. Другое дело, если железнодорожную ветку соберутся строить между Полотой и Россонами. Тогда она может пройти через заказники. Это недопустимо! Впрочем, любой проект сначала должен пройти экспертизу Минприроды.
***
Напоследок я поинтересовался у местных жителей, что все–таки лучше: оставаться тихим уголком или стать туристическим центром? «Пусть наш любимый край увидит как можно больше людей», — звучали ответы. Конечно, нужно развивать инфраструктуру, строить агроусадьбы, но главное, не перестараться — ведь можно добиться обратного эффекта: а будет ли на что тогда смотреть? Непростой вопрос...

Автор публикации: Дмитрий УМПИРОВИЧ
Дата публикации: 28.08.2010
http://www.sb.by/post/104551/
andy t
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: 09 дек 2005, 12:28
Откуда: Беларусь

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение andy t »

Если эта дорога пройдет между Полоцком и Россонами по старой насыпи нагрузка на природу будет минимальной. К тому же, "глухие и красивые" озера Россонщины не лежат в непосредственной близости с этой дорогой, а довольно далеко от неё. Дорога там конечно нужна. Окупится через 119 лет? Замечательно, это означает только то, что она пусть медленно, но окупаться будет. Если мыслить одним днем, то вообще ничерта строить не нужно.

---
Но всё равно ничего там не построят/восстановят.
Аватара пользователя
Евгений Громов
Site Admin
Сообщения: 8498
Зарегистрирован: 07 дек 2005, 20:41
Откуда: Место у рельсов
Контактная информация:

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Евгений Громов »

Если карманы рвутся от лишних денег и нет мыслей куда их потратить кроме линии на Россоны, то можно хотя бы построить (как и планируют, но денег нет) второй путь Бигосово-Княжица. Это нужно сейчас, а не через 119 лет. Через 119 лет этих Россон уже не будет, они все минчАнами станут.
andy t
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: 09 дек 2005, 12:28
Откуда: Беларусь

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение andy t »

TRAINer писал(а): Через 119 лет этих Россон уже не будет, они все минчАнами станут.
Вот как раз для того, что бы не стали они минчанами-витеблянами-полочанами и нужны такие проекты.
Аватара пользователя
Евгений Громов
Site Admin
Сообщения: 8498
Зарегистрирован: 07 дек 2005, 20:41
Откуда: Место у рельсов
Контактная информация:

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Евгений Громов »

Ага, типа жителям Полоцка, Витебска, Гомеля, Бреста ж.д. помогает не становиться минчанами :-)
Я в Полоцке в реале с ровесниками не общаюсь, я только познакомлюсь с толковым человеком как он уезжает в Минск. Это в общем-то оффтоп тут.
То есть как любитель ж.д. я бы хотел чтобы ж.д. была в каждую деревню с подъездным путём в каждый огород и электричками через 15 минут, но как работник ж.д. я вижу, что это бред и есть множество других мест куда срочно требуются вложения.
А то любят у нас... Тот же терминал "Экспресс-3" в Борковичах... Ну так он копейки стоит по сравнению со строительством линии.
Аватара пользователя
Wowan
Сообщения: 3130
Зарегистрирован: 10 окт 2007, 23:05
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Контактная информация:

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Wowan »

Гуляя по Гуглозему, обнаружил ярко выраженные остатки южного обхода Борисова. Практически на всем протяжении трасса железки (?) используется для местных грунтовых дорог.
Кто что знает об этом обходе? Когда его строили, когда разбирали? Была ли на нем вообще железка, был ли мост через Березину? Или это просто заготовка под стратегическую запасную ЖД вроде юго-западного обхода Витебска?
Вложения
обход Борисова.jpg
Аватара пользователя
Wowan
Сообщения: 3130
Зарегистрирован: 10 окт 2007, 23:05
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Контактная информация:

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Wowan »

И еще одна случайная находка. На сайте "Аэрофотоснимки Второй Мировой войны" выложен снимок Минска:
http://wwii.sasgis.ru/?lat=53.895033&lon=27.569160&z=12

Так вот, оказывается, от западной стороны М-Пасса (примерно оттуда, где теперь 22-23 пути), отходила ветка к комплексу Дома правительства и оканчивалась тупиком прямо у Овального зала.
Это что, белорусский аналог "Правительственного вокзала"? :)
micha1520
Сообщения: 2776
Зарегистрирован: 20 апр 2006, 16:29

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение micha1520 »

Была и ветка от М-Пасса к берегу Свислочи в районе Белмедпрепаратов.
Аватара пользователя
Wowan
Сообщения: 3130
Зарегистрирован: 10 окт 2007, 23:05
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Контактная информация:

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Wowan »

Да, точно. Но до берега эта ветка, похоже, не доходит.
micha1520
Сообщения: 2776
Зарегистрирован: 20 апр 2006, 16:29

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение micha1520 »

На карте просто до конца не обозначена)
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Shoorick »

Про южный обход Борисова - остатки насыпи для моста в пойме Березины сохранились.
Был ли сам мост - не знаю.

(Вообще, на Березине обнаружилось много таких насыпей. Пойма серьезная, вот и подходы к мостам монументальные. В большинстве своем, вероятно, автомобильные. Столько мостов и дорог было (или планировалось) до войны: в Свислочи, под Елизово (Нов.Мост), Якшицы (2 моста, вкл. Лучной Мост), под Бобруйском, под Светлогорском и др. Чтобы разобраться, вероятно, нужны военные и послевоенные карты. Довоенные РККА есть).
Саныч
Сообщения: 2206
Зарегистрирован: 12 янв 2006, 20:53
Откуда: Лябяжы

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Саныч »

Shoorick писал(а):Про южный обход Борисова - остатки насыпи для моста в пойме Березины сохранились.
Был ли сам мост - не знаю.
Вроде как до электрификации обход использовался, а значит и мост был
Вячеслав
Сообщения: 416
Зарегистрирован: 05 янв 2009, 17:34
Откуда: EU

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Вячеслав »

http://ukrainica.org.ua/ukr/publications/okremi/882
История строительства и современные фото с линии Гришино (Красноармейск)-Ровно
Кастусь Шыталь
Сообщения: 866
Зарегистрирован: 12 мар 2006, 08:14
Откуда: Oddz. dr. Królewszczyzna dyr. Wilno

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Кастусь Шыталь »

Shoorick писал(а):Кастусь Шыталь,
Вы уже писали про нее, называя Парафьянов - Докшицы - Борисов, 1915-16.
Остается вопрос, по какому треку она подходила к Борисову, где пересекала Гайну или Березину
.

Фрагмент насыпи виден на этой карте у с-в. окраины д. Комайск и далее у д. Заречицк:
http://greif.uni-greifswald.de/geogreif ... B-sued.jpg

Версию о том, что УЖД была проложена до Борисова, рассказал один докшицкий старожил, который слышал такую информацию в детстве. Поэтому за достоверность информации не могу ручатся. Как вариант, можно поискать остатки насыпи на соседних листах карт.
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение vl80 »

Начал исследование восточного обхода Баранович Первой мировой войны
Прошёлся по маршруту Буды-Синявка
Последний раз редактировалось vl80 04 мар 2022, 10:18, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
SMATRON
Сообщения: 2969
Зарегистрирован: 19 сен 2010, 06:16
Откуда: Химки - Москва - Петушки
Контактная информация:

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение SMATRON »

Господа а никто не помнит когда разобрали путь колеи 1435мм на участке Брест-Восточный - Жабинка, ведь в Жабинке когда-то было нехилое путевое развитие колеи 1435мм (точно помню что в начале 90-х пути ещё были)? И вообще сколько сейчас осталось действующих участков европейской колеи на БЧ (участки Брест - Тересполь и Гродно - Кузница не в счёт), и может быть кто-то знает хронологию закрытия и демонтажа других участков? Так-же интересует участок Брест-Северный - Высоко-Литовск, насколько он законсервирован или разобран, и используется-ли для движения поездов (то что пассажирского движения давно нет я знаю).
С уважением, Евгений.
Аватара пользователя
Serg76
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: 04 дек 2007, 21:33
Откуда: Барановичи-Гомель

Re: Разобранные и забытые линии

Сообщение Serg76 »

SMATRON писал(а):Господа а никто не помнит когда разобрали путь колеи 1435мм на участке Брест-Восточный - Жабинка
Разобрали в 1999 году
Ответить