В ответ на заданные
здесь вопросы.
Muller писал(а):Чем различаются WLABm и WLABmee, и как расшифровывается\переводиться?
WL - спальный вагон (waggon lits, vagone letti и т.д.).
A, B, C и D - это классность (1-й, 2-й, 3-й, D - служебное/багажное отделение). Если вагон-трансформер (убираем среднюю полку - из трехместного купе получаем двухместное) или конструктивно сделан как "микст", то вагон обозначается WLAB. Если изначально 1-го или 2-го класса - будет WLA или WLB. Для СССР такие вагоны строились только в 1953-1958 и 1959-1961 гг., все последующие были WLABm.
S - это вагон-салон или люкс (VIP),
R - ресторанное отделение. Таким образом, WLSRmee - VIP-вагон с баром или рестораном.
m - вагон длиной более 24,5 метров.
ee - электроотопление.
На самом деле, в системе RIC тьма обозначений, весь латинский алфавит в систему забит. И комбинаций масса. Например, вагон BD - это вагон 2-го класса (не спальный!) со служебным/багажным отделением. AR - вагон 1-го класса с отделением для ресторана. P (Post) - почтовый. DPost - почтово-багажный. Ну и так далее.
Если говорить только о вагонах WLABm и WLABmee на БЧ, то основные видные глазу различия такие:
- у старых WLABm есть гофры, длина стандартная (24,58 метра по буферам), кондея может не быть, стеклопакетов от рождения не было (ставили при КР);
- у новых WLABmee нет гофр, длина 26,4 м, кондей и стеклопакеты (снаружи рамы красились белым цветом) от рождения.
ТЧ-15 писал(а):1. WLABm - более старые вагоны с распашными дверями и гофрами.
2. WLABmee - более новые вагоны с прислонно-сдвижными дверями, гладким кузовом и 7-ю окнами со стороны коридора.
Тот тип вагона, что указали в первом пункте, имеет название (габарит) RIC160, а то, что во втором пункте - RIC200. Только вот не уверен, что именно WLABm, правильней будет для РИЦ160 вроде как WLB (WLAB). Могу ошибаться. Но суть, что указали по поводу более старых и новых вагонов правильна. Только вот насчет прислонно-сдвижных дверей в WLABmee (РИЦ200) - тут не верно. Там такие же самые распашные двери, как в старых (горбатых) РИЦ160.
Вот тут густая каша.
RIC - это
Regolamento Internazionale delle Carrozze, т.е. Международные правила/регламент о вагонах. По-нашему - габарит 03-ВМ или 03-Т.
160 или 200 (по максимальной скорости) - довольно кривая классификация, поскольку дает всего лишь два типа вагонов, а на самом деле их в парке МПС СССР в разные годы было около 9 моделей.
Прислонно-сдвижные и распашные двери - еще более кривая классификация, это совсем уж ненаучно.
Увы, нормальной, научной классификации РИЦев СЖД не существует - лично мне неизвестны заводские названия моделей, в открытом доступе такое не встречал. Известно лишь обозначение модели польских вагонов завода Цегельского, которые БЧ закупила в Познане в 2008-2009 годах - Z1-305 Ad или Z1-305 Ad2. Что касается вагонов Гёрлицкого завода советских времен - не думаю, что в принципе были заводские обозначения моделей, ни в одном заводском буклете их не встречал, максимум, что можно встретить - банальное RIC WL (спальный вагон габарита РИЦ).
Поэтому вагоны классифицируют по 12-значному номеру
UIC (
Union Internationale des Chemins de fer - Международный союз железных дорог). Ну и по годам выпуска и заводам-изготовителям, конечно же.
РИЦы до 1961 года обозначались как SWPS ХХХХ (четырехзначный номер, нумерация шла по порядку в заданных диапазонах, например, 1550-1599 или 2500-2539). Заодно на вагонах писалось обозначение WL4u (спальный вагон, четырехосный, с боковым проходом вдоль стенки кузова и закрытой переходной площадкой), ныне такое обозначение несколько устарело.
Современные WLABmee на БЧ имеют такие номера UIC (спасибо пользователю
tk, который поделился этой инфой на
форуме МЖА):
- 622171‐90236‐5 WLABmee (завод Гёрлиц, август 1995), номер БЧ 013 02363
622171‐90237‐3 WLABmee (завод Гёрлиц, август 1995), номер БЧ 013 02371
622171‐90238‐1 WLABmee (завод Гёрлиц, август 1995), номер БЧ 013 02389
622171-90239-9 WLABmee (вероятно, переделка заводом PESA (Быдгощь) сгоревшего румынского вагона Bmee), номер БЧ 013 02397
622170-90243-2 WLABmee (завод Познань, 2008 или 2009), номер БЧ 013 02449
622170-90244-0 WLABmee (завод Познань, 2008 или 2009), номер БЧ 013 02440
Расшифровку 12-значного номера UIC гуглите сами. Могу сказать только, что 62 - что-то там о вагоне с кондиционером на колею 1435 мм и 1520 мм; 21 - это
Беларусь, 71 - наличие 11 двухместных купе 1-го или 2-го класса, 9 - вагон для скоростного сообщения (у старых РИЦев тут цифра 8 - скорость более 140 км/ч), 0 - что-то там про отопление, дальше трехзначный собственный номер вагона и контрольная (проверочная) цифра в конце.