Пассажирский вагонный парк
Добавлено: 11 дек 2007, 16:15
Выдержка из материала 92 номера "ЖБ"
По второму вопросу ТЭСа – «О состоянии пассажирского вагонного парка Белорусской железной дороги и перспективах обновления и развития производства новых пассажирских вагонов» выступил начальник пассажирской службы Виктор Кошанов, его содокладчиком стал директор Гомельского вагоноремонтного завода Игорь Краснов.
По словам основного докладчика, на 1 января этого года приписной парк пассажирских вагонов предприятий пассажирского хозяйства отрасли составил 1698 вагонов, из них 503 (29,6%) вагона со сроком эксплуатации более 28 лет. Затем присутствующим представили более детальную картину.
Например, плацкартных вагонов на Белорусской магистрали имеется в наличии 835 единиц (49,1%), из которых 183 вагона (21,9%) со сроком эксплуатации более 28 лет, 304 (36,4%) со сроком эксплуатации от 21 до 28 лет, 267 (31,9%) со сроком от 11 до 20 лет и 81 вагон (9,7%) до десяти лет. Износ – 74,4%.
Купейных вагонов – 525 единиц (30,9%), из которых 139 вагонов (26,4%) со сроком эксплуатации более 28 лет, 80 вагонов (15,2%) со сроком от 21 до 28 лет, 288 (54,8%) – от 11 до 20 лет и 18 вагонов (3,4%) – до десяти лет. Таким образом, износ данной категории подвижного состава – 70,9%.
Теперь о мягких вагонах. Их на дороге 73 единицы (4,2%), из которых 22 вагона (30,1%) со сроком эксплуатации более 28 лет, 33 вагона (45,2%) со сроком от 21 до 28 лет, 17 (23,2%) – от 11 до 20 лет и один вагон (1,3%) со сроком до десяти лет. Износ – 82,6%.
Вагонов-ресторанов находится в работе 33 единицы (1,9%), из которых 8 вагонов (24,2%) со сроком эксплуатации более 28 лет, 19 (57,5%) – от 21 до 28 лет, 6 вагонов (18,1%) со сроком от 11 до 20 лет. Износ, как видно из статистики, 93,5%.
Межобластных вагонов эксплуатируется 167 единиц (9,8%), из них 126 вагонов (72,8%) со сроком эксплуатации более 28 лет, 20 (11,9%) от 21 до 28 лет, 21 вагон (12,5%) – от 11 до 20 лет. Износ – 98%.
Багажных вагонов на дороге 42 единицы (2,4%), из них 17 вагонов (40,4%) со сроком эксплуатации более 28 лет, 19 (45,2%) – от 21 до 28 лет, 6 вагонов (14,2%) – от 11 до 20 лет.
А вот служебно-технических по рельсам «бегает» 23 вагона (1,3%), из них 8 вагонов (34,7%) со сроком эксплуатации более 28 лет, 10 (43,4%) – от 21 до 28 лет, 5 вагонов (21,7%) – от 11 до 20 лет.
Теперь посмотрим, как же снабжены наши купейные вагоны необходимой технической начинкой? Из 525 таких вагонов только 208 (39,6%) оборудованы системами кондиционирования воздуха, из них 29 эксплуатируется более 28 лет. Из 208 купейных вагонов, оборудованных системами кондиционирования воздуха, 195 вагонов постройки ГДР и только 13 производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод». Нельзя не сказать и о том, что с 2001 года и за прошедший период 2007 года по техническому состоянию из инвентарного парка были исключены 164 вагона, а приобретено только 80 единиц. С 1991 года, в связи с тем что поставки вагонов производства вагоностроительных заводов Германии прекращались, Тверской вагоностроительный завод начал
производство отечественных купейных вагонов, которые ранее не выпускал. По словам Виктора Михайловича, при комплектации внутреннего оборудования в них использовались узлы жестко-открытого (плацкартного) вагона – именно это не позволило создать комфортабельный вагон с хорошим эстетичным внешним видом.
Однако в данном типе подвижного состава отсутствует система кондиционирования воздуха, и в этом их существенный недостаток (в приписном парке Белорусской магистрали сегодня эксплуатируется 105 таких вагонов). В фирменных же поездах и поездах дальнего следования и теперь эксплуатируются вагоны постройки ГДР, в том числе и отремонтированные капитально-восстановительным ремонтом на Днепропетровском вагоноремонтном заводе Украины. Их состояние, по мнению специалистов, до сих пор намного лучше, чем купейных вагонов российской постройки 1991 – 2000 годов выпуска (г. Тверь).
В настоящее время на Белорусской эксплуатируется 119 пассажирских вагонов, прошедших капитально-восстановительный ремонт на вагоноремонтных заводах Белорусской железной дороги и Украины.
В настоящее время в 14 фирменных поездах дороги эксплуатируется 253 вагона, из которых 116 (46%) со сроком эксплуатации более 15 лет, что превышает норматив срока службы, определенный
действующим Положением о фирменном поезде пассажирского сообщения, 106 вагонов (42%), прошедших капитально-
восстановительный ремонт, 31 (12%) со сроком эксплуатации до 15 лет. В местном сообщении курсируют фирменные поезда № 95/96 маршрутом Гомель – Минск «Гомель», № 106/105 Брест – Минск «Буг»,
№ 108/107 Минск – Гомель «Белая Русь», № 123/124 Могилев – Минск «Днепр», в которых эксплуатируются пассажирские вагоны, оборудованные мягкими сидениями самолетного типа в количестве 50 единиц, из них 19 вагонов (38%), прошедших капитально-восстановительный ремонт, и 31 (62%) постройки Тверского вагоностроительного завода 1987 – 1988 годов.
При этом нельзя забывать, что проведение капитально-восстановительного ремонта пассажирских вагонов в 1999 – 2001 годах позволило сохранить фирменность таким поездам, как № 2/1 Минск – Москва «Беларусь», № 4/3 Минск – Москва «Минск», № 52/51 Минск – Санкт-Петербург «Звязда», однако нормативный срок
эксплуатации вагонов после капитально-восстановительного ремонта в этих поездах истекает в 2009 – 2011 годах. Надо отдавать себе отчет, что недостаточное обновление парка вагонов в фирменных
поездах вызовет необходимость снятия в течение ближайших трех лет категории «фирменный» практически со всех международных фирменных поездов дороги и в конечном счете приведет к неполучению дополнительных доходов. Только за счет
надбавки в виде коэффициента фирменности на международные поезда за девять месяцев 2007 года отраслью дополнитель-
но получено более 13 миллиардов рублей. В дальнейшем для сохранения фирменности пассажирских поездов и замены ста-
рых вагонов, подлежащих исключению из инвентарного парка, необходимо увеличивать закупки новых пассажирских вагонов
или производить капитально-восстановительный ремонт старых. В нынешнем году на Гомельском вагоноремонтном прошли
капитально-восстановительный ремонт четыре плацкартных вагона, до конца года еще трем вагонам произведут ремонт в этом же объеме. Кстати, впервые при проведении капитально-восстановительного
ремонта на Гомельском ВРЗ плацкартные вагоны оснащались установками кондиционирования воздуха. Стоимость ремонта и модернизации одного вагона составила 799,9 миллиона рублей без НДС.
Напомним, стоимость нового плацкартного вагона производства УП «Минский вагоноремонтный завод» – 1 миллиард 571 миллион рублей без НДС. По мнению докладчика, экономически оправдано производство капитально-восстановительного ремонта пассажирских
вагонов, имеющих достаточный остаточный ресурс, стоимостью не более 500 миллионов рублей без НДС.
Для производства капитально-восстановительного ремонта пассажирских вагонов в 2008 году на Гомельском вагоноремонтном заводе лабораторией «ТТОРЕПС» БелГУТа проведена работа по обсле-
дованию плацкартных вагонов, и 17 единиц признали ремонто-
пригодными в объеме КВР. Все они должны быть оснащены
системами кондиционирования воздуха. В целях обновления
основных фондов и доведения процента износа пассажирского
подвижного состава хотя бы до 60 процентов необходимо ежегодно, начиная с будущего года, в течение пяти лет приобретать и исключать из инвентарного парка по 45 плацкартных и 28 купейных вагонов. Своего коллегу тематически поддержал Игорь Краснов, директор Гомельского ВРЗ. Он рассказал о пути становления и развития предприятия после развала СССР. По его словам, сегодняшний завод, работающий в основном на российский рынок, – это многопрофильное предприятие. Он освоил сборку и производство более 150 типов вагонов, среди которых был и эксклюзивный подвижной состав. Сегодня трудовой коллектив вагоноремонтников работает в том числе и по программе Белорусской магистрали. Руководитель предприятия убежден: капитально-восстановительный ремонт вагонов для дороги выгоден. По его убеждению, вагон, прошедший такой ремонт, может ежегодно приносить прибыль в сумме 250 – 300 тысяч долларов
США на протяжении 7 – 8 лет. В постановлении по этому вопросу было закреплено: руководству ПРУП «Гомельский вагоноремонтный завод» надлежит доработать бизнес-план инвестиционного проекта сборки пассажирского купейного вагона на базе модели 61-779 производства ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» г. Кременчуга (Украина). Обеспечить стоимость сборки купейного вагона в пределах отпускной экспортной цены ОАО «Крюковский вагоностроительный завод». По итогам сборки опытной партии вагонов разработать комплексную программу импортозамещения, обеспечивающую рост удельного веса работ, производимых ПРУП «Гомельский вагоноремонтный завод» и других предприятий Республики Беларусь при сборке вагона, предусмотрев и возможное уменьшение его стоимости. Разработать и согласовать с дорожным центром стандартизации и метрологии Белорусской программу
приемо-сдаточных испытаний собранного пассажирского купейного вагона и обеспечить его сертификацию по апрель 2008
года. Внести изменения в долгосрочную инвестиционную программу Белорусской магистрали по ежегодному приобретению, начиная с 2008 года, не менее сорока пассажирских вагонов с равномерной
разбивкой по количеству производства Минского и Гомельского ВРЗ. Первому необходимо обеспечить в 2007 году производство 18 пассажирских вагонов для нужд отделений дороги.