Vavan писал(а):Не совсем понятна Ваша мысль насчёт билетов без места. Как раз таки, если общий вагон прилично заполнен, то народ садится -согласно купленным билетам. Это когда едет 5 пассажиров на вагон, они садятся где хотят.
Вот она, молодость!
Билет без места — это билет без места. Вариант первый: билет продан с пометкой "места указывает проводник" (такое точно встречалось во времена "Экспресса-2" и вроде бы исчезло с появлением "Экспресса-3", но могу ошибиться). Вариант второй: билет продан без плацкарты, то есть оплачен собственно проезд (билетная часть), но не получена отдельная карточка с указанием конкретного места — пассажира пускают в вагон, но где-либо сесть он может, только если есть свободное место. Такая практика, кажется, ещё сохраняется в Польше и некоторых других европейских странах, постепенно сходя на нет по мере распространения открытых сидячих вагонов (в противовес купейным сидячкам). В СССР билеты без плацкарты прекратили продавать лет сорок-пятьдесят назад, точнее не скажу.
В классическом понимании общий вагон — это вагон, где пассажиры едут согласно билетам, но занимают места по желанию или по указанию проводника. Именно поэтому он общий: сиди где хочешь. Общие вагоны были нужны, когда не существовало сидячек, а некупейные вагоны делились на пригородные и дальнего следования (сиречь плацкарты). И в некупейных дальнего следования ездили в ночном или в дневном режиме. Иногда в одну сторону вагон использовался как спальный (плацкарт), а в другую — как дневной (общий). На БЧ такое, кстати, сохранялось довольно долго в поезде-придатке 653/654 Могилев — Солигорск — Петербург. Или даже есть сейчас, не знаю.
Так или иначе, все билеты сегодня продаются с именованными местами, поэтому надобность в общем вагоне отпала. Под общим понимают сидячку низшего IV класса, где пассажиры сидят на неразделённой лавке или полке без спинок и подголовников.
Vavan писал(а):А где этот чёткий спрос? Пассажиры заваливают БЧ кляузами с просьбами добавить именно сидячек или это Ваши личные хотелки?
Насколько я знаю, да. И не только на БЧ, но и на РЖД. Посмотрите на системы продажи билетов: сидячка ночного поезда 3/4 ходит битком, хотя мест в лежачие вагоны пруд пруди.
Конкретно о рижском поезде, раз уж мы с него начали, сидячку требовали ещё в прошлом году, БЧ обещала "подумать", так что вагон появился именно "по просьбе ветеранов и трудящихся".
Vavan писал(а):Как общие в классическом понимании с мягкими бордовыми или деревянными лавками (надеюсь, их уже нет)
Смешно. ) Общих с мягкими лавками не было никогда, даже самые ранние сидячки с диванами строились именно как межобластные. А вот деревянные лавки — это типичный пригородный тип, известный лет сто пятьдесят. Конкретно на БЧ появился стараниями Гомельского ВРЗ, потому и называется "гомельский общак". Насколько я понимаю, ныне этот тип изжит, вагоны списаны. Остались, может, только в тереспольском подкидыше?
Vavan писал(а):...и даже СВ (сам ездил один раз; но отсутствие верхней полки нивелирует все преимущества СВ).
Смешно. Я тоже ездил в СВ, но ни разу не жалел об отсутствии верхних полок. Наверное, я как-то неправильно использовал СВ.
Vavan писал(а):Вот БЧ и идёт по этому пути - цепляет то, что есть. В прошлую пятницу видел в Минске на вокзале в составе 302 аж 3 "купейных общака" Минск - Гомель.
Это откровенно плохо, это нецелевое использование вагонов, хотя от безысходности встречается сплошь и рядом. Что поделать, специфика недоразвитых стран.
Vavan писал(а):Хотя я бы на месте БЧ в качестве приоритета поставил закупки пассажирских электровозов, как Вы и сказали. А вот вагоны, как по мне, лучше обновлять плацкартные и купе, и старые сливать в качестве общаков. Что, в принципе, и происходит.
Я не говорил, что закупка пассажирских электровозов — это приоритет. Как раз наоборот, я писал, что в целом по всему подвижному составу ситуация плачевная. С пассажирским вагонным парком в том числе. По сути, план обновления полностью провален. В последние года два парк кажется свежим только потому, что из Минска убрали с глаз долой всё старьё, а летних поездов больше нет — межгос упал, а украинское направление ликвидировано почти целиком. Ещё в 2012–2013 годах ситуация была куда страшнее, из отстойников забирали всё способное передвигаться, в летних поездах катался жуткий хлам (даже плацкарты ЦМВО-66 в одесском
скором поезде попадались), а на внутренних маршрутах в отдельные даты был откровенный невывоз, вагонов не хватало.
Vavan писал(а):Т.е. может ещё специально строить вагоны с лавками, чтобы удовлетворить это Ваше "общак должен быть общак"? Нынешние такие вагоны устарели, зачем специально их строить?
Теоретически, если пассажирам нужен общак, то не вопрос, пусть будет. Колхоз — дело добровольное. Хотите общак по билетам, покупайте, я же не против. Но только по билетам. Чтобы каждый чётко знал, где он сидит или лежит: снизу, сверху, сбоку.