Велоэкспедиция "Фотолинии Волынщины" Август 2013

Форум для обсуждения планов и результатов поездок, путешествий, экспедиций и фотосессий

Модераторы: andy t, Евгений Громов

Ответить
Аватара пользователя
Скуратов Андрей
Сообщения: 1323
Зарегистрирован: 09 июн 2008, 18:46

Велоэкспедиция "Фотолинии Волынщины" Август 2013

Сообщение Скуратов Андрей »

Оригинальный отчет по-тихоньку публикую на страницах своего ЖЖ, однако решил поделиться им здесь, потому как поездка затачивалась именно в интересах проекта.

Начнем традиционно с завязки...

На дворе завывает вьюга, кругом снежище, а я сижу, разглядываю не сошедший еще до сих пор августовский загар на руках и ногах и понимаю, что пора уже начать свой долгий рассказ о той самой велопоездке, когда этот загар был приобретен.

А дело происходило в самом начале августа уходящего года. Мой летний отпуск стремительно заканчивался, казалось, еще не успев начаться. И хотя за этот отпуск я впервые более или менее серьезно побывал в Европах, и даже успел отметиться у обеих бабушек в деревнях расположенных в противоположных концах синеокой, на душе у меня все же была какая-то хандра. Ну не хватало чего-то такого, чего-то такого как я люблю... Не хватало старой доброй палатки, хорошего костра, ночного поезда, велосипеда с погнутым переклюком, тушенки с гречкой, соленого пота и приятной усталости в ногах, которая приходит обычно где-то после 80-90 накрученных километров.
И вот в этот самый момент мне звонит Андрюха Вашков, с которым мы в своё время немало интересно путешествовали и предлагает сыграть в ближайшие дни этот самый сценарий с великами, тушенкой и палаткой... И что окончательно меня убедило в необходимости ехать, так это сама цель вылазки - поснимать малопредставленные на "фотолиниях" участки железных дорог. Выбор был за малым - а куда ехать-то? На ум приходили два региона: российская брянщина и украинская волынщина. Вторая практически сразу же победила.

Первоначальный план от Андрея выглядел примерно так:
День 1. Встреча в Бресте, оттуда заброска дизелем на пограничную Томашовку (станция Влодава) и далее уже своим ходом через Шацкие озера добираться к месту ночевки в районе Згорянских озер, что в 15 километрах от «железнодорожного» Любомля.
День 2. Весь второй день посвящен изучению линии Ковель-Ягодин от Любомля до Черкасска-Волынского с последующей переброской на Каменец-Каширскую линию и ночевкой в районе Гищина.
День 3. Подброска грузопассажирским поездом в сторону Каменца-Каширского и возвращение обратно вдоль линии, с последующей переброской на линию Ковель – Сарны.
День 4. Изучение линии Ковель-Сарны до Кузнецовска или Рафаловки, с поимкой «волнового» дизеля до Сарн и дальнейшим уездом домой по маршруту Удрицк-Лунинец-Барановичи-Минск.

Наброски планов предстоящей велоэкспедиции

Изображение

Я согласился со всеми тезисами Вашкова, но только на мгновение засомневался в реальности в последний четвертый день достигнуть Рафаловки, которую по моим расчетам надо было брать уже часам к 10 утра, а проехать-то к этому времени надо было более 100 км! Ну, собственно, всё это примерные наброски поездки, поэтому, конечно, решили корректировать свои действия «по факту».

День первый. ВЛОДАВА - ШАЦКИЕ ОЗЕРА - ЗГОРЯНСКИЕ ОЗЕРА Оригинальный пост читать здесь http://tomkad.livejournal.com/144898.html

К назначенному времени встречи в Бресте (дизель на Влодаву отправляется в 8.52) я рискованно решил отправиться кругосветкой «Москва-Брест» через Лунинец с прибытием в Брест в 8.42. За 10 минут мне надо было успеть с упакованным великом и рюкзаком первым выбраться из поезда, и, сориентировавшись и преодолев подземный переход или пешеходный мост (выбирать по вкусу), запрыгнуть в закрывающиеся двери отправляющегося дизеля. И все это при условии, что «московский» не привезет какого-нибудь подлого опоздания в 5-10 минут. С такими мыслями я долго валялся на нижней полке, пялил на свисающие чуть ли не до самого пола шлейки от нового чехла для байка и думал, а не ляснет ли мой агрегат педалью дрогичинского пацанчика с верхней полки в случае «экстренного»?
Так или иначе, выспался я плохо и уже утром часа за полтора до прибытия начал со всей ответственностью готовиться к десанту. Вашков, прибывший в Брест заблаговременно из родных Житковичей и занявший места в дизеле, сориентировал меня по телефону, поэтому сразу по прибытии на платформу московской стороны я стремглав рванул к подземному переходу. Рванул так резво, что уже почти добежав до автомобильного моста понял – переход-то я уже давно проскочил! До отправления влодавского – 5 минут. Изрядно уставший, спускаюсь в переход и встречаю Андрея. Он перенимает у меня велосипед, и мы благополучно занимаем свои места. Путешествие началось на хорошей ноте – теперь нам точно уже не надо преодолевать бонус-трек километров в 60 от Бреста до Томашовки.

Время в дизеле убиваем просмотром различных карт-материалов, прокладываем маршрут через Шацкие озера, определяемся с местом ночевки… …за окном дизель-поезда промелькнул прожекторный светофор, а это значит, что мы прибываем на станцию Дубица - единственную станцию на БЧ, где еще остались такие раритеты… В очередной раз мы выглядываем из окна, чтобы поглядеть и на само здание станции, которое заслуживает отдельного разговора. Построенное в 1897 году к десятилетнему юбилею открытия линии Брест-Хелм, здание практически в неизменном виде, стоит и по сей день!

Пассажирское здание станции Дубица – памятник архитектуры конца 19 века
Изображение

Прибываем на Влодаву и располагаемся в теньке недалеко от пассажирского здания.

Изображение

Бригада машинистов «припарковала» дизель в южной горловине станции и отправилась шататься по поселку. На станции стало совсем тихо. Вообще Влодава имеет очень интересную и даже несколько драматичную историю, которой я уже посвящал пост в своем журнале. Некогда бывшая важным пунктом на линии Брест-Холмск (Хелм), построенной в 1882 году, сегодня она является захолустной тупиковой станцией, имеющей, впрочем, некоторые шансы на возрождение утраченного былого авторитета. Подробнее об этом всём советую читать в моем посте Станция Влодава – линия Брест – Хелм. Перспективы? http://tomkad.livejournal.com/129816.html

Пассажирское здание станции Влодава – памятник архитектуры начала 20-го века.

Изображение

Перекладываем рюкзаки, собираем байки, обедаем. Всё это делаем не спеша, потому как времени на все мероприятия сегодня должно хватить. И вот ближе к часу дня, мы наконец выдвигаемся в путь, правда сначала едем в южную горловину станции, чтобы увидеть тот самый тупик брест-холмской линии. Тупик, надеюсь, временный.

Изображение

С этого же места в телевики рассматриваем храмы польского города Влодава – вот они совсем рядом.

Изображение
фото Вашкова А.

По асфальтовой дороге возвращаемся назад в Томашовку и останавливаемся у крупного мемориала воинам Первой Мировой войны. Из таблички узнаем, что мы все же не в Томашовке – кладбище приписано к деревне Орхув…

Больше фотографий мемориала смотреть в посте ТОМАШОВКА (ОРХОВО) – кладбище солдат Первой мировой войны http://tomkad.livejournal.com/126919.html.

Изображение

Продолжаем свой путь в сторону погранперехода «Томашовка», до которого судя по картам надо сделать что-то около 3-4 километров… Но едва мы пересекли железнодорожный переезд в северной горловине станции, как уже метрах в 300 перед нами вырос этот самый международный пункт пропуска! Удивленные таким быстрым достижением пункта, мы удивляемся еще раз – ни единой машины в очереди! Вообще никого!
Таможенник указывает нам на окошко, куда мы идем сдавать паспорта. Девушка на паспортном контроле поинтересовалась куда едем и без наших объяснений сама ответила – на Шацкие купаться. Мы отпираться не стали. Прохождение границы ограничилось лишь паспортным контролем – рюкзаки со шмотками абсолютно никого не заинтересовали.

И вот мы спокойно катимся по нейтральной территории длиною в 4-5 километров, заняв всю проезжую часть. Общаемся на всякие темы – давно ведь не виделись с Андреем. Так подъезжаем к знаку «Украина».

Изображение

Искренне надеемся, что белорусский асфальт удовлетворительного качества не сменится украинскими античеловеческими брукованками, которых немало нам пришлось вкусить в 2009-м году на ровенщине во время экспедиции по УЖД Антоновка – Заречное.

Удача сопутствует нам – впереди асфальт. Достигаем украинский пункт пропуска «Пулемец» и становимся в очередь за двумя авто с минскими номерами, которые обогнали нас пару минут назад. Минчане едут купаться на Свитязь (может с новогрудским перепутали?).
Мы же прислоняем велики к забору и двигаем на паспортный контроль. Украинская граница обычно проходится веселее: тут могут и взятку попросить (неважно какую, пусть это будет хоть сигарета, хоть пара гривень - главное взятка), а могут и серьезно прошманать на предмет наличия наркотиков. Странно, но на этот раз и украинская граница проходится «на автомате» без каких-либо приключений – даже здесь никто в рюкзаки не заглянул.
Асфальт всё не кончается, поэтому мы врубаемся в крейсерские 20 кээмче и уже через полчаса достигаем село Пища. На самом въезде сворачиваем направо (на юг) и уже по грунтовке едем в деревню Островье. Дорога еще позволяет держать 18-20 км/ч, хотя местами уже начинают появляться зыбучие пески. В деревне пополняем истощившиеся запасы воды, осматриваем деревянную церковь и первое на сегодня озеро из Шацкой группы – Островское.

Изображение

Изображение

На выезде из деревни впервые встреваем песчаный ад, который сразу напомнил приключения а-ля «Антоновка 2009». По-тихоньку выбираемся из ада песчаного и попадаем в ад щебеночный. А именно, добираемся до автомобильной дороги, ведущей в поселок Пульмо, которую, видимо, подготовили к асфальтированию, но к последнему пока еще не приступили

Изображение

Мы находимся менее чем в километре от северного берега озера Свитязь, но самого озера еще не видим и даже не чувствуем его присутствия где-то рядом. Солнце тем временем смалит нещадно…

Изображение
фото Вашкова А.

По обочине добираемся до Пульмо, где выезжаем на хороший гладкий асфальт. Поселок, хоть и расположен несколько в стороне от основных мест отдыха на Свитязе, все же напоминает курортное место и пестрит табличками с предложениями о сдаче комнат и квартир. Осматриваем церковь в центре Пульмо и все никак не можем найти подход к Пулемецкому озеру.

Изображение

Решаем попытать счастья в следующей деревне – Залесье. И нам везет – в центре деревни мы находим наблюдательную вышку местного лесничества, на которую просто не можем не взобраться

Изображение

С высоты 30 метров открывается хороший вид на окружающие нас озера. В первую очередь это Пулемецкое озеро

Изображение

Изображение

В незапертой будке наверху находим радиоприемник, карту лесов и бинокль…

Изображение

Изображение
фото Вашкова А.

Наконец, мы видим и главное озеро Шацкой группы - Свитязь

Изображение
фото Вашкова А.

Теперь наш путь пролегает именно к нему. Асфальтовая дорога на снимке ниже ведет прямо в поселок Свитязь.

Изображение

Асфальт, по которому мы едем дальше положили, кажись, совсем недавно. Вспоминая щебневку перед въездом в Пульмо, я предполагаю, что были (есть) планы закатать в асфальт всю дорогу, окружающую озеро Свитязь.

Не доезжая всего километра-двух до поселка, мы сворачиваем в сторону озера и начинаем теперь по лесу искать подъезд к Свитязю, чтобы искупаться. В лесу повсеместно разбросаны различные турбазы, кемпинги, пансионаты – пробраться по их территории порой проблематично. Наконец показывается пляж, виднеется озеро, но пробраться к нему мы все же не может – пляж огорожен забором и отведен только для отдыхающих какого-то там лагеря…

Изображение

То же самое со следующим пляжем и еще со следующим… На мгновение мы уже подумали, что возможность омыть копыта в Свитязе нам так и не предоставится и решили взять ежевичную паузу. Народу кругом много, но вот ягода никого не интересует, поэтому нам достается самая спелая и вкусная

Изображение

Наконец на очередном пляже мы находим-таки себе пристанище и идем купаться в теплые воды озера. Свитязь поражает своей кристально прозрачной водой – я лично впервые видел такое преломление света в воде, когда заходишь всё глубже и глубже, а дно визуально наоборот кажется, идет на повышение.

Изображение

Озеро Свитязь – крупнейшее в Шацкой группе

Изображение

Освежившись и передохнув, мы решили еще немного по фотографировать озеро. Точкой съемки была выбрана конструкция напоминающая спасательную вышку

Изображение

На озере полно различных катеров и лодок

Изображение
фото Вашкова А.

На восточном берегу озера виднеются пляжи поселка Свитязь. Двигаемся туда

Изображение
фото Вашкова А.

В районе автостанции нашелся магазин с мороженным – мы, конечно, не можем не остановиться, чтобы не отведать оного.

Изображение

Заодно на здании разыскалась схема Шацкой группы озер, на которой оказались подписаны практически все озера, даже самые мелкие.

Изображение

Находясь в Свитязи ощущаешь себя натурально как где-нибудь на попсовом курорте. Трасса, проходящая у озера, здесь превращается в сплошную парковку

Изображение

Изображение

Буквально на каждом частном дворе работают небольшие кафе, сувенирные лавки, лотки с мороженым и сахарной ватой, на каждом втором подворье принимают постояльцев.

Мы же немного углубляемся в частный сектор и выезжаем к православному монастырю Петра и Павла

Изображение

Изображение

Территория монастыря неплохо благоустроена – находиться здесь очень приятно.

Изображение

На этом мы прощаемся со Свитязем и отправляемся в соседний Шацк. В городе особо не задерживаемся, только в очередной раз пополняем запасы воды и осматриваем православный храм с явными чертами католического костела.

Изображение

По жестко разбитой брукованке добираемся до очередного озера шацкой группы – озера Люцемер. Здесь народу не очень много, в основном все местные.

Изображение

Изображение
фото Вашкова А

Наконец, мы выбираемся на трассу Шацк-Любомль – финальный отрезок нашего пути на сегодня. Правда все равно разогнаться не удается – слева показалось озеро Черное. На Черном очень красиво, а народу отдыхает еще меньше, но остаться здесь на ночь мы не можем – сегодня надо максимально приблизиться к железной дороге

Изображение

По трассе идем довольно резво – 25-27 км/ч, однако спустя уже 6 километров в очередной раз останавливаемся. Наше внимание привлекает мелиоративная канава под названием Припять.

Изображение

Изображение

Это та самая великая и могучая в Беларуси река Припять, берет исток в нескольких километрах от моста, на котором мы сейчас стоим.

Изображение

Кстати, в этой поездке мы еще раз пересечем Припять, но чуть ниже по течению. Об этом я уже писал ранее здесь http://tomkad.livejournal.com/126278.html

Дальше до самых Згорянских озер едем не останавливаясь. Расспрашиваем у местного пацаненка, торгующего грибами на обочине трассы, куда лучше податься и подтверждаем свои суждения – лучше ехать на малое озеро, спрятанное в лесу. Правда практически тут же подтверждаем и другие свои суждения по поводу зашкаливающего количества народа, стоящего на берегу. Побродив немного среди нехилых размеров палаточного лагеря, решаем искать счастья на северо-восточном слегка болотистом берегу. Слава Богу ждать долго не пришлось: практически сразу же Андрей отыскал островок со всех сторон окруженный небольшой полосой болотца. Главное, что на этом месте уже были заготовлены дрова и был замечательный выход к озеру.

Изображение

Пока в котелке варится гречка, мы отмокаем в теплых водах Згорянского озера… Дневная статистика – 72 километра. Цифра небольшая, но Вашков признается, что с непривычки укатался. Перед стартом поездки он накатал лишь что-то около 180 километров за этот сезон, в то время как я уже начал отсчет третей тысячи.

Изображение

Ну а дальше было всё как я люблю: старая добрая палатка, хороший костер, тушенка с гречкой и приятная усталость в ногах. Завтра добираемся до железной дороги и завтра же начинаются наши железнодорожные изыскания.
aaa
Muller
Сообщения: 1091
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 05:50
Откуда: Россия, СПб

Re: Велоэкспедиция "Фотолинии Волынщины" Август 2013

Сообщение Muller »

Круто, люблю читать такие штуки - прямо в захлеб)

продолжение то будет?)
Изображение
Ответить