Собственно я уже и не думал когда-то попасть в страны Шенгенского соглашения по ряду причин, которые не относятся вовсе к теме сегодняшнего отчета. Конечно, перечитав в последствии отчеты о поездках размещенные на нашем сайте в будущем постараюсь быть более осмотрительным и переписывать в том числе и номера локомотивов. Ну да ладно, тем более в скором будущем предстоит еще одна подобная поездка. Надеюсь, что полученный мною опыт пригодится кому-либо еще.
Целью моего визита был Латвийский городок Скрунда Кулдигского Района Курземской области если так можно выразиться. Маршрут я для себя избрал следующий:
Погодино-Орша-Минск-Вильнюс(ч/з Паневежис)-Рига-Скрунда. Выражаясь языком логистики – мультимодальная перевозка у меня получилась.
Так вот, Из Горок я отправился 24.06.2011г. в 17.54 пригородным дизель-поездом Кричев-Орша, привычный всем в наших краях «машкопоезд» не выделялся чем-то необычным, разве что «медведей» на подъемах пускал обильно, но как окажется позднее до некоторых экземпляров половинке 2М62 еще далеко…. Точно по расписанию (19.01) прибыл на станцию Орша-Центральная. Следующий мой поезд №141 Витебск-Брест отправлялся из Орши в 19.56, так что был бы фотоаппарат – сорока минут вполне хватило бы на съемку железнодорожных объектов. Собственно снимать-то было и нечего, только путеизмеритель (вроде ЦНИИ-2) одиноко стоявший на четвертом пути южной стороны с признаками жизни (включены габариты, открыт тамбур).
Минут через сорок я пошел на посадку, удивило то, что в поезде практически все проводники – мужчины, причем в моем вагоне №2 (плацкарт) «вагоновожатым» оказался весьма колоритный тип, весом килограммов 120, невысокого роста, занимавший собою добрую треть рабочего тамбура. В общем, выражение его лица не внушало доверия. Как оказалось позднее – весьма обоснованно. Поскольку пассажиры в пути были предоставлены сами себе (никто никого не «будил» за 20 минут до прибытия на станции назначения, билеты конкретно «закраивались», без намека на их возврат пассажиру), что говорить если даже оплаченный одним из «паксов» чай за 2,5 часа следования до Минска так и не был принесен. В итоге на откровенную грубость и хамство проводника пару пассажиров пошли прямой наводкой к начальнику поезда, в то время как оставшиеся в вагоне уже гудели как растревоженный улей. Прибыл поезд в Минск по времени указанном в билете т.е. в 22.32 под белорусским ЧС-4.
Итак прошло совсем немного по железнодорожным меркам времени, а я уже в столице нашей Родины и посещаю уже второй крупный вокзал. Чуть больше часа оставалось до моего следующего поезда, причем весьма дорогого в прямом понимании этого слова. Поезд №029 Москва-Калининград, после отмены «Янтаря», остался едва-ли не единственной отдушиной для жителей «Королевской Горы» - столицы Восточной Пруссии. Билет мне обошелся в 160 270 Белорусских рубликов. На посадку я пошел за полчаса и как оказалось не зря – у всех кто ехал в нашем вагоне №11 проводницы проверяли паспорта и визы, в Минске село порядка 30 человек из них четверо, включая и меня до Вильнюса. Наверняка возникнет резонный вопрос – а почему не из Орши этим же поездом? Ответ банально прост, международные тарифы весьма дороги, несмотря на относительную дешевизну Швейцарского франка. Так вот цена билета из Орши – 240 000 рублей простая арифметика 240-160-18 = 62 000 экономии. Конечно, можно было уехать из Минска в Вильнюс чем-то другим и более дешевым, но время-деньги, да и про стыкуемость можно забыть…….. В поезде ехать понравилось, приветливые проводницы, сервис, новенький вагон Тверского вагоностроительного завода, общительные попутчики. Поспать можно сказать и не удалось, после Молодечно нас потряхивало как на «Грузинской военной дороге», в Сморгони все проснулись окончательно и стали готовиться к таможенному и пограничному контролю. Таможенный и пограничный контроль прошел на удивление спокойно, без «тупых» вопросов типа - зачем едешь? При подходе к станции Кяна (Литовских железных дорог), удивило наличие длинной многокилометоровой «цепочки» ярких прожекторов чередующимися с видеокамерами направленных прямо в лицо машинисту, я так понимаю это связано с обустройством границы и чтобы «перебежчики» не успели до Литвы добежать. Литовский пограничный и таможенный контроль тоже был на высшем уровне. Таможенница спросила везу ли я сигареты и все. Паспортный контроль в нашем «янолика» (читай-одиннадцатом) вагоне проводили четыре симпатичные барышни. С одной я даже успел познакомиться. Причем они остались с нами в поезде после отправления, а в Вильнюсе их ждал микроавтобус таможенной службы. Прибыли в Вильнюс 25.06.2011 в 04.19. Наш ТЭП-70БС смотрелся весьма органично на фоне красных локомотивов ЛГ. Привыкший к круглосуточной работе белорусских вокзалов я был удивлен тому, что главный вокзал Литвы практически мертв в столь ранний час. Из развлечений – только кофейные аппараты, да автоматы с натуральным апельсиновым соком. Поскольку маршрут из Вильнюса до Риги мне предстояло проделать на очень комфортабельном «пятизвездочном» автобусе Скания перевозчика LUX-serviss при поддержке air-baltic, опустим эту часть, так как я всю дорогу до Риги проспал. Скажу лишь, что автобусные рейсы в Ригу есть и в 6.30 (Люкс-сервис), и в 7.00 (Нордека). В 10.40 утра я уже топтал ногами раздолбанный асфальт перрона пребытия Rigas autoosta. Не обошел вниманием я и автовокзал, который мне показался более гостеприимным чем Вильнюсский железнодорожный и автобусный вместе взятые. Только вот цены в кафе на втором этаже были ужасными – 60 000 белорусских рублей по курсу НБРБ за салатик, шницель, сметану, пиво, бутылочку минералки…. хотя потом, когда я «прочухал обстановку» выяснил, что вполне сносно можно покушать и на 2 лата. Сходил я и на железнодорожный вокзал, о впечатлениях чуть ниже. Через полтора часа я уже ехал автобусом Рига-Лиепая в Скруднду. В три часа дня я уже был в пункте назначения.
28.06.2011г., когда настало время возвращаться, четыре часа пребывания в Риге я посвятил можно сказать скитаниям по Origo (это торговый центр типа минского BIGGZZ) совмещенный с железнодорожным вокзалом. Сам вокзал можно сказать растворился среди галерей торговых рядов, очень неудобно, хотя все интуитивно понятно, выход на платформы запутанный и «без поллитры неразбересси», я заранее уточнил где будет наш поезд и «проработал пути отхода», сдал чемодан в камеру хранения и пошел в город. Посетил магазинчик масштабных моделей, расположенный по адресу Марияс иела. 2. Очень много моделей железнодорожной тематики в масштабе HO или проще - 1/87. В том числе автомобили и грузовики, домики, вокзалы, водонапорные башни и прочая мелочевка для диорам. «Онеговские» цистерны стоят безумно дорого по нашим меркам, вагоны габарита «РИЦ» и «Аммендорф», платформы, полувагоны, хопперы. Были и сборные модели паровозов в танковом масштабе 1/35, BR-86, BR-52, всякие там панцервагоны, флаки, леопольды…..
Обратно я ехал поездом 388 Рига-Минск до Орши отправлением в 19.00, причем если вплоть до недавнего времени он ходил по «четным», то с июля поезд видимо «прижился» и летом ходит каждый день, а зимой будет ходить два раза в неделю. Ехал я до Орши, понял, что сморозил глупость потом, когда более детально изучил расписание. В Риге нас подцепили за страшно чадящий ТЭП-70, состав из пяти вагонов, наш был 32 Рига-Могилев. В Даугавпилсе нас подцепил БЧ-шный ТЭП-70 помоему 0209 депо Орша, перрон выщерблен как моя доля, вокзал сталинских лет постройки видимо и ремонт последний получил в еще советское время. Сначала поразило то, что работники железной дороги говорят между собой по-русски, однако вспомнив историю белорусского города Двинска, а сейчас там проживает 90% русскоязычного населения уже больше не удивлялся.
Тут с билетами я погорячился - в идеале нужно было дуть до Витебска, в 06.40 садиться на дизель-поезд до Орши и в 10.00 утра уже дома. А так, в Витебске мы стояли три часа и ждали 019-ый поезд. Потерял около 30 000 тысяч и 3 часа времени. Прибытие по расписанию - 10.46 Из Орши делал «звонок другу»,так как разминулся с дизелем на полтора часа. В целом поездка понравилась. Из рекомендаций – заранее планируйте маршрут, поезд, изучите стоимость билетов, стыкуемость. Решите для себя – как будет удобнее добираться. Хотя есть любители и пару-тройку часов потусоваться на вокзале. Самое главное деньги – ни в коем случае не вздумайте ехать туда с «зайцами», на крайний случай с карточкой Visa or MasterCard, а то там курс просто бешеный (с тысячи белорусских теряешь семьсот !!! рублей). Латы я покупал в Орше на вокзале – спокойно без паники и давки, правда немного купил - 50 лат. В эквиваленте это 100 USD по курсу Латвийского Банка. А лучше найдите доллеры в Беларуси и там вы будете в шоколаде.
В итоге такой «малый» круг по Прибалтике мне обошелся в 572 000 (Пятьсот семьдесят две тысячи) белорусских рублей. Это только проезд по маршруту: Погодино-Орша-Минск-Вильнюс-Паневежис-Рига-Скрунда-Рига-Даугавпилс-Полоцк-Витебск-Орша. Ну прикинем сюда еще и «покушать» - 70 000 Итог 642 000 Что при нынешнем курсе доллара составляет в эквиваленте примерно 100 улыбающихся Джоржей Вашингтонов
