Обследование бывшей узкоколейки Кобыльник (Нарочь)-- Лынтупы

Форум для обсуждения планов и результатов поездок, путешествий, экспедиций и фотосессий

Модераторы: andy t, Евгений Громов

Аватара пользователя
Terrich
Сообщения: 1731
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 11:22
Откуда: Минск
Контактная информация:

Обследование бывшей узкоколейки Кобыльник (Нарочь)-- Лынтупы

Сообщение Terrich »

22 июля 2008 года совершил пешее путешествие по автодороге Комарово-Лынтупы. Одна из целей этого похода—обследование остатков узкоколейной железной дороги Кобыльник(Нарочь)—Лынтупы. На скаченных из нэта километровках этой местности колея ЖД отмечена белой с отсечками линией:
Изображение

Как видно из приведённой карты, ЖД пересекает автодорогу Комарово-Лынтупы в районе Голубых озёр, а также речку Страча возле пруда Омежа. К западу от деревни Ольшево находится ещё некая колея, однако она представляет из себя обрывистый кусок, который на севере, судя по всему, завершался у остановки Пескаришки на отрезке ширококолейной ЖД Лынтупы-Пабраде. Тоже, конечно, интересно, но это уже цель другой поездки, а сейчас я исследовал непосредственно узкоколейку Кобыльник(Нарочь)-Лынтупы.
Очень важной целью, было найти пересечение ЖД с речкой Страча. Надеялся найти какие-нибудь признаки существования моста. Пройдя деревню Ольшево, я, не доходя до реки, свернул направо, чтобы последовать в направлении небольшого пруда Омежа. Прошёл мимо остатков усадебного дома. По пути к пруду, надеялся найти насыпь ЖД, а уже потом по ней обнаружить и место, где был мост. На удивление, насыпь нашлась очень легко. К пруду шёл спуск с горки, и колея представляла из себя выемку в склоне. Естественно, всё заросло деревьями и кустарником:
Изображение
Изображение

Конечно, на фотографиях колея видна не очень. Нельзя передать на изображении то, что видишь глазами. И вот, через этот бурьян, я стал пробираться в направлении реки. Чем ближе к мосту, тем чётче и выраженнее становилась именно уже насыпь, и всё выше её склоны. И вот, подошёл я к реке, и насыпь резко оборвалась вниз. Явный признак существования моста. А ещё более существенное доказательство—наличие в реке остатков деревянных опор. Мост был деревянный, что не удивительно—узкоколейка всё-таки:
Изображение
Изображение

Что ж, поисками можно было быть уже довольным. Они удались уже даже после обнаружения моста. Я вышел обратно на автодорогу, и стал искать её пересечение с ЖД в районе деревни Януковичи. Явных признаков не обнаружил. Под подозрением только вот эта просека:
Изображение

Затем я полазил по Голубым озёрам, но это тема не этого форума. И дальше направился в сторону Лынтупов:
Изображение

Стал искать пересечение автодороги с бывшей узкоколейкой в районе деревни Трабутишки. И снова, чёткого места не обнаружил. Возможно, оно было вот:
Изображение

Но зато потом, где ЖД шла параллельно автодороге, увидел то, чего никак не ожидал. Чётко видимая выемка ЖД, которую удобно приспособили для линии электропередачи:
Изображение
Изображение
Изображение

Признаки выемки были видны чуть ли не до самых Лынтупов:
Изображение

Что же, исследование узкоколейки было закончено. Теперь было интересно посмотреть, что творится на отрезке обычной ЖД Лынтупы-Пабраде в сторону Литвы. К сожалению, дорога оказалась разобрана сразу же после Лынтупов:
Изображение
Изображение

А вот и тупик после станции Лынтупы:
Изображение

Ну и напоследок, фотографии дороги Лынтупы—Воропаево в Лынтупах, станции Лынтупы, и поезда Лынтупы-Витебск, на корором я ехал до Воропаево, а потом в Минск на прицепном вагоне Друя-Минск. Кстати, билет на отрезок Лынтупы-Воропаево, покупал в Минске. Погранзона всё-таки. К счастью, кассирша попалась не особо строгая, просто попросила паспорт, чтобы занести в билет фамилию. Никаких отметок ПЗ или пропуска не спрашивала. Может так и надо, но быстрее всего мне просто повезло.
Ну и конечно, станция Годутишки, за которую в 90-х спорили Беларусь и Литва. Всегда мечтал хотя бы проехать по ней. И вот удалось. Хотя теперь она оказалась уже не станция, а всего лишь о.п. с одним путём. После закрытия кирпичного завода в Диджясалисе литовцам станция стала не нужна. На протяжении 3-х километров в непосредственной близости от ЖД (метрах в 3-х)—граница. Стоит заборчик высотой 2 метра и столбики с надписями «Литовская Республика». Близко и заманчиво. Хоть из окна выпрыгивай.
Надеюсь, у вас будут вопросы и комментарии :D
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Последний раз редактировалось Terrich 04 авг 2008, 21:37, всего редактировалось 2 раза.
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Сообщение vl80 »

Хороший отчёт. Я тоже там был, но на УЖД не было времени. Если есть фотки Годутишек в любом качестве, то ждём их на фотолиниях.

PS "Впадина колеи", "вырубка в горе" называются выемкой.
Аватара пользователя
Terrich
Сообщения: 1731
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 11:22
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Terrich »

Есть несколько фоток, но, к сожалению, в ужасном качестве. Почти ничего не видно, тк уже было темновато (после 22 часов). А также ещё не совсем севшее солнце лепило прямо в обьектив. Кроме того, поезд сотановился в Годутишках буквально на 5 секунд. Приходилось снимать в движении. В общем, ничего не видно совсем. Единственное, что более менее получилось, это фотка городка на Литовской стороне, с башней костёла там. Но это-ж не тема этого форума.
"Впадина колеи", "вырубка в горе" называются выемкой.
Спасибо, буду знать.
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Shoorick »

Да, интересная узкоколейка.
Тоже был там недавно, но не по тем делам:)

: стал искать её пересечение с ЖД в районе деревни Януковичи. Явных признаков не обнаружил.

Я ставил точку на GPS, проезжал мимо и смотрел по сторонам. В районе точки точно что-то было (просека или нет - уже не помню).

В районе ЖБ моста под Лынтупами сохранилась насыпь, а не выемка. Правда, остатков моста через Лынтупку уже нет.

Еще интересная тема - на 250 метровке (схеме) Голубых озер отмечены насыпи через болото, в направлении от Ольшево к оз.Глубле. Может быть, это были какие-нибудь лесовозные ответвления?
С той стороны озер обычно мало кто ходит... Я еще не дошел:) Кроме того, одна дорожка-набережная вдоль Глубли (или Глубельки, не помню точно) очень что-то напомнила... и ширины подходящей.

Потом, немного западнее была еще одна ветка. Насыпь нарисована на той же карте. Остатки моста со Страчи видны. (Я писал уже про эту ветку в другой теме). Кто-нибудь знает, что за она?


: Погранзона всё-таки. ... Может так и надо, но быстрее всего мне просто повезло.

Как-то в этом году везет с погранзонами. Никто покуда не жаловался. Быть может, произошло какое-то упрощение режима (хотя в законах еще ничего нет).
ewwr
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 05 сен 2007, 20:47
Откуда: Мінск

Сообщение ewwr »

vl80 писал(а):Если есть фотки Годутишек в любом качестве...
Вот вам Годутишки.

Подход к станции, путь вплотную приближается к границе.

Изображение

Хорошо виден бывший перрон между первым и вторым путями, один из которых был белорусским, а второй литовским.

Изображение

Изображение

Сохранившийся выходной светофор с бывшего литовского пути.
Граница ушла в лес.

Изображение
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Сообщение vl80 »

Ппости в фотолинии https://railwayz.info/photolines/
Аватара пользователя
Иван Войтешонок
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 23 июл 2008, 18:21
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Иван Войтешонок »

22 июля 2008 года совершил пешее путешествие по автодороге Комарово-Лынтупы. Одна из целей этого похода—обследование остатков узкоколейной железной дороги Кобыльник(Нарочь)—Лынтупы.
В свое время меня тоже очень интересовала эта УЖД. Информации о ней у меня почти нет, но кое-какими наболюдениями поделиться могу.

Что интересно, я успел увидеть мост через реку Страча. Лет 7-8 назад я был как раз в том месте, где указано пересечение УЖД с рекой. Еще в 2004 году над речкой стоял хиленький деревянный мост с нетронутыми деревянными шпалами. К сожалению, в 2005 году, когда у меня появился фотоаппарат, на том месте оказались одни пеньки. Но что интересно, снесли мост не далее как 4 года назад.
Версия об ответвлении УЖД к Глубле не так безосновательна. Примерно в тех местах, о которых сказал Shoorick я обнаружил удивительно чистую просеку в довольно глухом месте - на юго-востоке озера Глубля.
Изображение

Кроме того, много следов есть дальше, у деревни Константиново. В ней УЖД пересекала оживленную трассу из Питера в Варшаву. Там так же умело используются просеки с выемками для прокладки ЛЭП, а в самой деревне есть старинные деревянные производственные здания первой половины 20 века, где явно прослеживаются подходы железки к месту погрузки зерна.

Теперь непосредственно о Нарочи. У некоторых старожилов деревни Нарочь и прилегающих к ним несколько лет назад удалось выведать о том, что у ЖД на Кобыльник за два километра до деревни было ответвление, ведущее непосредственно к озеру Нарочь. Причем на обычной карте Минской области она прекрасно прослеживается - в виде дороги от вышеупомянутого шоссе в обвод деревни Нарочь и Курортного поселка. Она стыкуется с трассой Р60. Я прошел доль всей дороги. Дорога крайне узкая, еле разминаются две машины, и, что характерно, вся она идет по насыпи. По другую сторону трассы Р60 пару лет назад насыпь расчистили и уложили на нее асфальт, сделав подъезд к новому развлекательному комплексу. Показал эту дорогу один пожилой житель дачного поселка недалеко от КУПы. А затем сводил к соседу, который чудесным образом в середине 90-х нашел несколько деревянных шпал, найденных в районе дороги по насыпи, которые использовал в хозяйстве.

Примерно 6-8 лет назад в газете "Вечерний Минск" была опубликована статья, рассказывающая о "царской" железной дороге, ведущей на Нарочь - о ее задумке, строительстве и работе. Если у кого-то случайно она есть или есть возможность ее найти - напишите в эту тему.

Кстати, у деда я нашел туристический путеводитель 1950-х годов, на который нанесена данная узкоколейка.
Изображение
Изображение
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Сообщение vl80 »

Спасибо, очень интересно :)
Аватара пользователя
Terrich
Сообщения: 1731
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 11:22
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Terrich »

Иван Войтешонок, спасибо. Жаль, я не успел на мост через Страчу полюбоваться, опоздал на несколько годков.
Последний раз редактировалось Terrich 11 авг 2010, 10:46, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Shoorick »

Иван Войтешонок:
Действительно, интересно.

: Примерно 6-8 лет назад в газете "Вечерний Минск" была опубликована статья...
: Если у кого-то случайно она есть или есть возможность ее найти - напишите в эту тему.

Подшивки есть в библиотеке. Другой вопрос, что перебирать газеты за несколько лет, - очень долго.
А какой-то индекс (список статей) вряд ли кто-нибудь составляет. Сами редакции иногда что-то делают, но только в последние годы...

: Кстати, у деда я нашел туристический путеводитель 1950-х годов, на который нанесена данная узкоколейка.

Не могли бы Вы выложить его куда-нибудь?
По царским и польским картам можно видеть состояние местности начала века и 30-х годов... а вот 50-60-ые - как слепое пятно...
Аватара пользователя
Иван Войтешонок
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 23 июл 2008, 18:21
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Иван Войтешонок »

: Кстати, у деда я нашел туристический путеводитель 1950-х годов, на который нанесена данная узкоколейка.

Не могли бы Вы выложить его куда-нибудь?
По царским и польским картам можно видеть состояние местности начала века и 30-х годов... а вот 50-60-ые - как слепое пятно...
Постараюсь как появится время сфотографировать. Но там все узкими полосками, конкретно под туристические маршруты. Рельеф местности на карте практически не обозначается. Это видно из приведенного выше фрагмента. Но с Лынтупы-Кобыльник повезло. Как видите, она там целиком.
Подшивки есть в библиотеке. Другой вопрос, что перебирать газеты за несколько лет, - очень долго.
По-моему, это была первая половина 2000 года. Потому как я ее читал буквально за несколько месяцев до своей первой поездки на Голубые озера летом 2000-го.

Еще про одну интересную находку забыл написать. У Страчи есть левый приток - практически горный ручей, стекающий по камням. Где-то через километр после его начала (он вытекает из оз. Болтик, входящего в группу Голубых озер) по левому берегу я обнаружил кусок трубы с коленом, подведенный прямо к ручью с задвижкой. От колена идет труба поменьше, но заканчивается метров через 10. На задвижке - надпись на польском "Варшава", стоит не то 1902, не то 1903 год и выцарапан маленький паровозик. Возможно, оттуда качали воду. Но озеро находится довольно далеко от Лынтупов и не так близко к Ольшево. К сожалению, более-менее хорошего фото нет. Только это.
Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Terrich
Сообщения: 1731
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 11:22
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Terrich »

Ничего себе, находочка :D :D :D
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Сообщение vl80 »

Известное место и стоянка Мельница на Голубых озёрах. Действительно там очень красиво
Аватара пользователя
Wowan
Сообщения: 3130
Зарегистрирован: 10 окт 2007, 23:05
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Контактная информация:

Сообщение Wowan »

Красота. Я и не думал, что в Беларуси такое есть!
andy t
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: 09 дек 2005, 12:28
Откуда: Беларусь

Сообщение andy t »

Голубые озера - места особой красоты и невероятной свежести рельефа! (Озерам всего 15-12 тыс лет) Как и пересекающая эту группу озер река Страча - она имеет наибольший уклон среди рек Беларуси! И если бы между Нарочанским курортом и этими местами была туристическая УЖД...
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Shoorick »

vashkov:
: река Страча - она имеет наибольший уклон среди рек Беларуси
У ее притока Свирянки побольше будет. А самая крутая речка Беларуси - ручей Дрочиловка:)))
(Без шуток, ниспадает с Новогрудской возвышенности).

: И если бы между Нарочанским курортом и этими местами была туристическая УЖД...
...то она быстро бы превратилась в еще более попсовое и загаженное место, чем озеро Нарочь:(((

Иван Войтешонок:
: Постараюсь как появится время сфотографировать. Но там все узкими полосками, конкретно под туристические маршруты.
Могу на сканер отдать.

: По-моему, это была первая половина 2000 года.
Ok, обращусь к библиотекаршам:)

: обнаружил кусок трубы с коленом, подведенный прямо к ручью с задвижкой.
Хороший артефакт:)
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Сообщение vl80 »

Shoorick писал(а):vashkov:
: река Страча - она имеет наибольший уклон среди рек Беларуси
У ее притока Свирянки побольше будет. А самая крутая речка Беларуси - ручей Дрочиловка:)))
(Без шуток, ниспадает с Новогрудской возвышенности).
Это ручеёк ты речкой назвал? ;)
: И если бы между Нарочанским курортом и этими местами была туристическая УЖД...
...то она быстро бы превратилась в еще более попсовое и загаженное место, чем озеро Нарочь:(((
Соглашусь, я бы и сейчас еще и дороги засыпал, чтобы к озёрам только пешком, либо на велосипеде. :D
andy t
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: 09 дек 2005, 12:28
Откуда: Беларусь

Сообщение andy t »

vl80 писал(а): Это ручеёк ты речкой назвал? ;)
В том то и дело, что имеется ввиду именно река, а не ручей. Ручьи конечно круче.
...то она быстро бы превратилась в еще более попсовое и загаженное место, чем озеро Нарочь:(((
Так рассуждая, нужно вообще всё позакрывать и жить в хижинах, никуда не вылазить, не гадить и не попсить разные места.

При грамотном замлеустроении все будет еще лучше, чем сейчас.
К слову, Вы вообще в курсе, что на Голубые озера и так народу достаточно приезжает с Нарочи, автобусами? Не думаю, что УЖД изменила бы антропогенную нагрузку на район Нац. парка в худшую сторону.
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Сообщение vl80 »

Мне кажется если УЖД увеселительного характера (типа Гулбене-Алуксне) действительно нужна, то это не обязательно должно быть в заповедной зоне. Мне кажется маршрут Браслав-Друя больше подходит для этих целей.
andy t
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: 09 дек 2005, 12:28
Откуда: Беларусь

Сообщение andy t »

vl80 писал(а):Мне кажется маршрут Браслав-Друя больше подходит для этих целей.

Все проще некуда.
Во первых, в нарочанской курортной зоне отдыхает намного больше людей, чем на глухой в рекрационном смысле, Браславщине.
Во вторых Нарочь элементарно ближе к крупным городам.
И в третьих, Нарочь и Голубые озера никогда не были заповедником - это национальный парк, в котором дозволена ограниченная хозяйственная деятельность. Кстати, не забыли, что Браславы имеют такой же статус?
И в четвертых, восстанавливать Друя - Браслав куда дольше, чем кототкий отрезок Нарочь - Ольшево (если не тянуть дальше до Лынтупов).
Думаю Виктор, я тебя убедил:)
Аватара пользователя
Евгений Громов
Site Admin
Сообщения: 8498
Зарегистрирован: 07 дек 2005, 20:41
Откуда: Место у рельсов
Контактная информация:

Сообщение Евгений Громов »

Да ладно, давайте обе восстановим!
На самом деле, в Браславе плотная застройка уже, и не впихнуть туда ужд :-(
А в Лынтупах есть усадебный дом и старинный парк, так что даже в плане достопримечательностей есть смысл продлить туда дорогу. Да и связь с ж.д. широкой колеи совсем уж не помешает.
andy t
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: 09 дек 2005, 12:28
Откуда: Беларусь

Сообщение andy t »

TRAINer писал(а):Да ладно, давайте обе восстановим!
На самом деле, в Браславе плотная застройка уже, и не впихнуть туда ужд :-(
А в Лынтупах есть усадебный дом и старинный парк, так что даже в плане достопримечательностей есть смысл продлить туда дорогу. Да и связь с ж.д. широкой колеи совсем уж не помешает.
Я уже как то на этом форуме писал - была бы просто сказка, восстановленная линия Нарочь - Константиново - Ольшево - Лынтупы, с депо - музеем, скажем, в Лынтупах, поездами Лынтупы - Нарочь и Ольшево - Нарочь (курортными, по заказу). В Лынтупах состыковали бы поезд с Лынтупы - Витебск. С отменой погран-зоны Лынтупы обрели бы популярность! И вообще, развивать туристическую инфрастуктуру в таких местах - просто жизненная необходимость. Поездка по этому маршруту на тур поезде будет незабываемой для многих, а есть еще паравозы на пару раздобыть - загран туристов будет полным-полно! И не думайте, что я преувеличиваю! Самое хорошее, что насыпь то с большего уже готова, УЖД - не широкая дорога, застраты на её строительство были бы не такими и большими.
vl80
Сообщения: 2502
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 14:31

Сообщение vl80 »

Я соглашусь лишь с Шуриком :) Если мы хотим восстанавливать УЖД для туристических целей, то лучше это делать вне зоны нацпарка или тем более заповедника. Тогда испоганят все хорошие места окончательно. Браслав-Друя вполне приемлемо и не обязательно станцию делать в самом Браславе, если уж застройка мешает.
Аватара пользователя
Shoorick
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 14:41
Откуда: Минск
Контактная информация:

Сообщение Shoorick »

"Ручьем" я в шутку назвал. Над ручьями не строят мосты длиной 5 метров и высотой 5 метров:)
Впрочем, не важно.

vashkov:
: При грамотном замлеустроении все будет еще лучше, чем сейчас.

Ключевое слово - при "грамотном".

Честно говоря, не имею ничего против узкоколеек в глухих местах. Много по ним ходил, был на действующих лесовозных ветках в Карпатах (на Мизунке и Свиче) - очень живописно выглядят, и не особо выбиваются из пейзажа. В отличие от других антропогенных объектов.

Другое дело - это современный подход к природопользованию. Сегодня все почему-то думают о природе в русле: "как красиво" -> "построить инфраструктуру" -> "заколачивать бабки". Часто мелькает выражение "иностранные туристы". И, Вы, по-моему тоже высказались примерно в том же стиле.

Да, на Нарочи живого места не осталось. Государство обратило свой взор на этот регион, строит там дома отдыха, ведет рекламу. Но купаться там опасно, полно птичьих паразитов (то есть деньги вкладывают, инфраструктуру наращивают, но за экологией толком не следят).
Голубые озера - тоже уже достаточно захоженные. Прямо как поляны на реке Ислочь под Минском.
Улучшились ли озера после обустройства стоянок (несколько лет назад) - вопрос открытый. Далеко не всем нравится.
В Лынтупке (еще один живописный приток Страчи) рыбы нет, так как спиртзавод сливает отходы.

vl80:
: Браслав-Друя вполне приемлемо...

Кстати, река Друйка не менее живописная:)) (И падение там еще больше). (Кстати, остатков мостов там не обнаружил). Но она уже пострадала от польской и советской мелиорации, зарегулированности стока в зависимости от потребностей ГЭС... Если там еще построят узкоколейку, из окон которой совки будут выбрасывать пластиковые бутылки, обертки от чипсов, прочий мусор...

Короче, я не против. В теории. В идеальном мире, в котором все будет делаться "грамотно".
Но в нашей стране, с нашими чиновниками и нашими пассажирами... Около новой УЖД будет такой же срач, как около любой железнодорожной линии.
Аватара пользователя
Wowan
Сообщения: 3130
Зарегистрирован: 10 окт 2007, 23:05
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Контактная информация:

Сообщение Wowan »

vl80 писал(а):... лучше это делать вне зоны нацпарка или тем более заповедника. ... Браслав-Друя вполне приемлемо ...
А национальный парк "Браславские озера" уже отменили? Или там еще мало коттеджей настроили в водоохранных зонах?
Ответить