31 мая вводится новый график движения пассажирских поездов.
Белорусская железная дорога – это современная, хорошо развитая транспортная система протяженностью 5,5 тыс. километров. На дороге всегда уделялось большое внимание развитию пассажирских перевозок, повышению качества предоставляемых услуг в поездах. За последнее десятилетие на долю железнодорожного транспорта общего пользования Республики Беларусь приходится около 50% всех пассажирских перевозок.
Постоянно увеличивается численность пассажирских поездов формирования Белорусской железной дороги. С 2003 года по 2008 их количество возросло с 63 поездов до 72 или на 14,3%, из них в международном сообщении с 41 до 46, во внутриреспубликанском -- с 22 до 26 поездов. Практически ежегодно вводятся и новые прицепные вагоны, курсирующие по разным маршрутам. В настоящее время пассажирское железнодорожное сообщение связывает Беларусь с Амстердамом, Берлином, Кельном, Варшавой, Прагой, Братиславой, Варной, Бухарестом, Веной, Будапештом, а также столицами и административными центрами России, Украины, Литвы, Латвии, Казахстана. В период массовых праздничных новогодних и весенних перевозок на белорусской магистрали традиционно назначаются дополнительные поезда.
В целях обеспечения выполнения объемов пассажирских перевозок, для улучшения сервисного обслуживания пассажиров ежегодно на всех железных дорогах СНГ и Европы в последнее воскресенье мая вводится новый график движения поездов.
Всего в новом графике предусмотрено обращение на белорусской магистрали 114 пар пассажирских поездов, из которых 93 – межгосударственного и 21 – местного сообщения. С вводом графика движения пассажирских поездов на 2009/2010 г.г. Белорусской железной дорогой дополнительно предусмотрено курсирование беспересадочных вагонов в сообщении Брест-Сургут, Брест-Астана. На 2009 год согласованы с ОАО «РЖД» и УЗ и объявлены коэффициенты индексации к базовому межгосударственному пассажирскому тарифу (МГПТ) на билет по календарным периодам.
На график 2008/2009 года объявлены тарифы на перевозки пассажиров в международном сообщении по Тарифу «Восток-Запад».
С 1 июня 2009 года Белорусская железная дорога переходит на взимание оплаты за проезд в пригородных поездах по покилометровому тарифу. Установлен следующий порядок расчета стоимости проезда в пригородными поездах: действующий зонный тариф 440 руб. применяется при расчете стоимости проезда от станции и остановочного пункта отправления пассажира на расстояние не более 5 км, при расчете стоимости проезда на расстояние более 5 км взимается зонный тариф 440 руб. и дополнительно за каждый 1 км расстояния поездки – 44 руб. Например: стоимость полного проезда от станции Радошковичи до станции Олехновичи (расстояние 13 км) составит: 440 руб. (за 5 км) + 8 км (13 км – 5км) х 44 руб = 790 руб.
Особое внимание на Белорусской железной дороге уделяется работе обслуживающего персонала, его профессиональной подготовке, умению на практике применять полученные навыки. Ежегодно комиссией Управления Белорусской железной дороги проводится аттестация проводников на право обслуживания фирменных поездов и начальников поездов.
Постоянно проводится работа по повышению качества обслуживания пассажиров в пути следования. Особое внимание уделяется фирменным поездам. В настоящее время организовано курсирование 14 фирменных поездов, из них 8 – в международном сообщении и 6 – во внутриреспубликанском. В целях улучшения качества обслуживания пассажиров в 2009 году предусматривается перевод составов поезда №86/85 сообщением Минск-Киев в категорию «фирменный».
В составах фирменных поездов Минск-Москва - №№ 1/2, 3/4, Минск-Санкт-Петербург - № 51/52, Гомель - Могилев-Москва - № 55/56 курсируют вагоны повышенной комфортности, в стоимость проезда в которых включено сервисное обслуживание (постельное белье, набор питания). В целях расширения диапазона услуг оказываемых пассажирам в фирменных поездах организована продажа проездных документов с признаком «мужское» и «женское» купе в одном из купейных вагонов поездов №39/40 Полоцк-Москва, №55/56 Гомель-Москва, №78/77 Гродно-Москва. В поезде №2/1 Минск – Москва данная услуга была введена ранее.
Приятная новость ждет пассажиров поезда № 100/99 Минск – Симферополь. С 1 июня 2009 года в состав этого поезда вводится вагон-ресторан. Пассажиров ждет уютная обстановка, сочетание изысканной кухни с разнообразным меню и высоким уровнем обслуживания. Предусмотрена и дополнительная услуга - через проводника можно сделать заказ с доставкой в купе. Всего же в схему поездов Минского вагонного участка входят вагоны-рестораны следующих направлений: №2/1 Минск- Москва, №4/3 Минск-Москва, №52/51 Минск-Санкт-Петербург, №26/25 Минск-Москва, №64/63 Минск- Иркутск, №86/85 Минск-Киев, №326/325 Минск-Мурманск.
18 мая 2009-го исполнилось два года, как Белорусская железная дорога ввела новый вид услуг для населения – заказ пассажирских билетов через Интернет.
Билеты можно заказать через сайт Белорусской железной дороги (
www.rw.by) в период от 45-ти до 3-х суток до отправления поезда. Пользуясь данной услугой, пассажир может заказать проездные документы, как во внутриреспубликанском, так и в международном (СНГ и страны Балтии) сообщениях.
Если в 2007 году билеты через сеть Интернет можно было заказать только в Минске, то в прошлом году был организован заказ билетов с использованием сети Интернет на вокзалах станций Гродно, Барановичи-Полесские, Брест-Центральный, Орша-Центральная, Гомель, Витебск, Могилев. За прошедший период данной услугой воспользовались более 65 тыс. человек. Ведется также работа по организации продажи проездных документов с использованием Оn-line запросов непосредственно из системы «Экспресс» и последующей оплатой заказа с использованием банковской пластиковой карточки.
Еще в 2007 году массово внедрена в промышленную эксплуатацию аналитическая база данных АСУ «Экспресс-3». Данная система позволяет ускорить время обслуживания пассажиров, сократить время взаимодействия между системами железных дорог других стран. Кроме того, в пассажирском хозяйстве белорусской магистрали появилась возможность проводить полный анализ использования мест в поездах, и там, где это необходимо, прицеплять дополнительные вагоны или наоборот исключать часть состава, а также проработать новые маршруты следования поездов. В 2008 году внедрение терминального оборудования АСУ «Экспресс-3» произошло на 34 линейных станциях дороги.
В рамках принятой в стране Государственной программы развития инфраструктуры применения банковских пластиковых карточек, с 2007 года в билетных кассах вокзалов станций производится установка необходимого оборудования для организации безналичных расчетов за приобретаемые проездные документы с использованием банковских пластиковых карточек. При оплате стоимости проезда с применением банковской пластиковой карточки пассажирам предоставляется скидка в размере 1%.
В 2008 году Белорусской железной дорогой была произведена реконструкция пассажирских платформ на 14 станциях и остановочных пунктах, введены в эксплуатацию после реконструкции вокзальные комплексы станций Молодечно и Пинск. Кроме того, был сдан в эксплуатацию объект «Производственно-бытовой корпус пункта технического обслуживания пассажирских вагонов ст.Полоцк».
В текущем году планируется продолжить реконструкцию пассажирских платформ станций Минск-Пассажирский, Гродно, Жлобин (строительство пешеходного моста с реконструкцией платформ), вокзальных комплексов станций Брест-Центральный, Барановичи-Полесские, Витебск. При подготовке объектов железной дороги в г.Кобрин, для проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дажынкi-2009», будет произведена реконструкция вокзального комплекса станции Кобрин.
Учитывая складывающийся пассажиропоток, для открытия новых маршрутов движения пассажирских поездов и увеличения частоты курсирования отдельных поездов необходимо приобретение дополнительного подвижного состава. На Белорусской железной дороге определена концепция обновления парка вагонов путем организации сборочного производства пассажирских вагонов на производственных мощностях УП «Минский вагоноремонтный завод» и УП «Гомельский вагоноремонтный завод».
Минский вагоноремонтный завод начал сборку пассажирских вагонов в 2007 году, а Гомельский – в 2008-м. За четыре месяца 2009 года Минским и Гомельским вагоноремонтными заводами белорусской магистрали выпущено 19 пассажирских вагонов. 10 вагонов производства УП «Минский вагоноремонтный завод имени А.Ф. Мясникова», из которых 5 плацкартных и 5 купейных вагонов с купе для людей с ограниченными физическими возможностями. 9 купейных вагонов совместной сборки ПРУП «Гомельский вогоноремонтный завод имени М.И. Калинина» и ОАО «Крюковский вагоностроительный завод».
Всего в 2009 году дорогой намечено приобрести 50 пассажирских вагонов производства Минского и Гомельского вагоноремонтных заводов. Причем в текущем году Минский вагоноремонтный завод планирует освоить выпуск новых типов пассажирских вагонов – спальных (СВ) и купейных.