Заботы пассажирского хозяйства
Недавно в Полоцке состоялось совещание работников пассажирского хозяйства Белорусской железной дороги, которое провел начальник службы Алексей Калачев. Подведены итоги работы службы в 2008-м и поставлены задачи на 2009 год.
Основные показатели В 2008 году пассажирооборот составил 8188,3 миллиона пассажиро-километров, перевезено 88 миллионов пассажиров, что составило 87,4 процента к уровню 2007 года. Снижение объемов пассажирских перевозок в пригородном сообщении
допущено по ряду социальных и экономических причин. Это, в
частности, отмена социальных льгот для отдельных категорий
граждан; рост благосостояния населения, что привело к увеличению личного автотранспорта; развитие маршрутного автотранспортного обслуживания населения городов и пригородных зон.
Кроме тог о, вс т упление Польши, Литвы, Чехии, Венгрии и Словакии в зону Шенгенского соглашения, а также усиление контроля за перемещением через таможенную границу Беларуси физическими лицами товаров для личного пользования привело к резкому падению приграничных перевозок. Фактором,
повлиявшим на сокращение международных перевозок, стало и проведение плановых ремонтов железнодорожных мостов. В целях выполнения плановых показателей были разработаны и утверждены (приказом от 24.01.2008 № 46Н) мероприятия по росту объемов пассажирских перевозок, которые выполняются в соответствии с установленными сроками. Одно из них предусматривает введение в обращение новых и дополнительных поездов, прицепных вагонов. Для увеличения объемов экспорта транспортных услуг, в том числе транзитных перевозок, согласованы и введены в обращение на летний период несколько дополнительных поездов. А в период массовых праздничных новогодних и весенних перевозок были назначены дополнительные поезда из Бреста и Минска в Москву и Санкт-Петербург, постоянно пополнялись схемы курсирующих пассажирских поездов. С целью привлечения пассажиров министерством экономики Беларуси на проезд в поездах формирования Белорусской железной дороги по территории нашей страны согласованы скидки к тарифам прейскуранта № 10-02-16 на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом во внутриреспубликанском сообщении. С 1 октября по 30 апреля включительно родителям с детьми в возрасте до 16 лет предоставляется скидка в размере 10 процентов при проезде в плацкартном и купейном вагонах местных поездов.
С целью повышения доходности от пригородных перевозок с
1 мая 2008 года установлена плата за месячный абонементный
билет на предъявителя из расчета 30 поездок «туда» (до этого
времени взималась плата из расчета 26 поездок «туда»).
Правительством и Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси на 2009 год Белорусской железной дороге доведен основной целевой показатель «выручка от услуг транс-
порта в действующих ценах» на уровне 115 процентов к 2008
году. В прошлом году дорогой получено доходов по пассажир-
скому хозяйству в размере 672,6 миллиарда рублей. Таким образом, этот показатель выполнен на 120,4 процента к 2007 году. В
нынешнем году для выполнения доведенного показателя необхо-
димо дополнительно получить доходов около 100 миллиардов
рублей. С этой целью предстоит разработать комплекс мероприятий, которые предусматривают как минимум сохранение объема перевозок пассажиров, и в первую очередь – в доходном международном сообщении.
Безопасность движения
В 2008 году в пассажирском хозяйстве случаев брака не допущено, в то же время произошло 27 отказов технических средств (против 17 в 2007 году), в том числе при следовании поездов формирования нашей дороги - 10 случаев (против 12 в прошлом году). Наибольшее количество отказов технических средств произошло в вагонах приписки Барановичского пассажирского участка. Витебским и Могилевским пассажирскими участками случаев отказа не допущено. Как и прежде, основными причинами задержек поездов являются
нагрев шкивов генераторов, неисправность редуктора ТРКП, ложное срабатывание СКНБ.
Ремонт вагонов
В 2008 году на вагоноремонтных заводах Белорусской железной дороги отремонтировано 997 вагонов (на 20 меньше запланированного). Из них на Минском вагоноремонтном заводе – 479
(в объемах деповского ремонта – 341 вагон, капитального – 138), на Гомельском вагоноремонтном заводе 518 (в объемах деповского ремонта – 316 вагонов, капитального – 202, в том числе капитально-восстановительного – 16). Таким образом, план ремонта вагонов выполнен на 97,9 процента. Основная причина невыполнения плана – остановка выпуска пассажирских вагонов из ремонта Минским вагоноремонтным заводом в декабре прошлого года в связи с выполнением заданных темпов роста по выпуску готовой продукции к установленному заданию на 2008 год. На качество ремонта вагонов на вагоноремонтных заводах в 2008 году составлено 45 актов-рекламаций (29 – в 2007-м). Основными причинами повторного ремонта
стали неисправности электрооборудования, системы кондиционирования воздуха, системы водоснабжения и санитарно-
технических устройств. Низкий уровень выполнения заводами
ремонтных работ продолжает вызывать озабоченность и требует усиления контроля за пооперационным соблюдением
технологии ремонта и ужесточения приемки вагонов со стороны
специалистов и руководителей вагонных и пассажирских участков.
Трудовая дисциплина
В прошлом году допущено 163 случая нарушения трудовой дисциплины против 140 в 2007 году, т.е. на 16,4 процента
больше. С 11 до 24 увеличилось количество случаев нахождения
на рабочем месте в нетрезвом состоянии, причем в Брестском
вагоном участке – с 3 до 11. Ухудшилась ситуация по количеству
прогулов в Минском вагонном участке (с 25 случаев в 2007-м
до 46). Кроме того, по итогам завершившегося года остается
напряженным состояние производственного травматизма сре-
ди работников пассажирского хозяйства. Хотя и не допущено
тяжелых случаев, в целом их количество возросло. Произошли
они с работниками Витебского и Гомельского пассажирских
участков, Брестского вагонного участка и вокзала станции Жлобин. Отмечено больше травм, не связанных напрямую с нарушениями работниками своих должностных обязанностей, правил и
норм по охране труда, а ставших результатом поведения пассажиров, которые нарушают правила проезда в поездах.
Квалифицированные кадры
Среднесписочная численность основных работников пассажирского хозяйства составила 10 339 человек, из них проводников – 4323, билетных кассиров – 2144, разъездных билетных кассиров – 448.
В 2008 году аттестовано 334 проводника на право обслуживания фирменных поездов внутриреспубликанского сообщения, приняты экзамены у 278 начальников поездов. Особое внимание уделяется работе обслуживающего персонала, его профессиональной подготовке, умению на практике применять полученные навыки. Качественное проведение на предприятиях технической учебы с работниками поездных бригад, внедрение новых методов контроля знаний и работы позволили снизить в 2008 году количество актов, со-
ставленных контролирующими лицами других железнодорожных администраций при проверке поездов и вагонов формирования Белорусской железной дороги до 47, или на 39, 8 процента. Самая заметная работа в этом направлении проведена Брестским вагонным участком. На фоне общего снижения количества актов по Минскому
вагонному и Гомельскому пассажирскому участкам произошел
их рост на Барановичском, Могилевском и Витебском отделе-
ниях.
Обращения граждан
Основным «барометром», определяющим качество обслуживания пассажиров, являются обращения граждан. Руководство Белорусской железной дороги в 2008 году рассмотрело 565 обращений граждан, что на 6,3 процента меньше, чем в 2007 году. В то же время коли-
чество повторных обращений увеличилось на 65 процентов и достигло 43. На фоне снижения общего числа обращений их
количество, связанное с обслуживанием пассажиров на вокзалах и станциях, увеличилось на 16,8 процента, с обслуживанием в поездах – на 2,9 процента. Спектр затрагиваемых в обращениях вопросов выглядит так: возврат сумм за проездные документы – 150, выписка бесплатных билетов – 96, расписание следования поездов – 48,
благодарности работникам поездных бригад – 31. Как выясни-
лось, около семи процентов всех обращений могли быть сняты с
контроля на местах, если бы работники хозяйства оперативно
принимали решения в пределах своей компетенции, а также доступно могли разъяснить пассажирам действующие правила
перевозок.
Итоги и перспективы
В прошлом году пассажирской службой было сделано немало. Вступили в силу Правила перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в Беларуси.
Принято в эксплуатацию терминальное оборудование АСУ «Экспресс» на 26 станциях. В целях предоставления максималь-
ных удобств для пассажиров при покупке проездных документов
в дополнение к существующему в Минске организован заказ
билетов с использованием сети Интернет на вокзалах станций
Гродно, Барановичи-Полесские, Брест-Центральный, Орша-
Центральная, Гомель, Витебск, Могилев. В прошлом году дан-
ной услугой воспользовались более 42 тысяч человек. Также
в соответствии с государственной программой развития тех-
нической инфраструктуры, обеспечивающей использова-
ние банковских пластиковых карточек, в билетных кассах
вокзалов станций Минск-Пассажирский, Орша, Молодечно,
Барановичи-Полесские, Брест-Центральный, Гомель, Калин-
ковичи, Жлобин, Речица, Могилев, Бобруйск, Осиповичи,
Кричев, Слуцк, Солигорск, Витебск, Полоцк внедрено со-
ответствующее оборудование для организации безналичных
расчетов за приобретаемые проездные документы. При
оплате стоимости проезда с применением банковской пла-
стиковой карточки пассажирам предоставляется однопро-
центная скидка. В 2008 году произведена реконструкция пассажирских платформ на 14 станциях и остановочных пунктах, введены в эксплуатацию после реконструкции вокзальные ком-
плексы станций Молодечно и Пинск, производственно-бы-
товой корпус пункта технического обслуживания пассажир-
ских вагонов станции Полоцк. Для нужд предприятий пас-
сажирского хозяйства в 2008 году закуплено 11 единиц пра-
чечного оборудования, шесть электрокаров в комплекте с
аккумуляторными батареями и зарядными устройствами, 32 установки поездного вещания УПВ-300, четыре передвижные вышки с наклонными лестницами, 15 снегоуборочных машин. Для продажи билетов на пригородные поезда произведена замена всего парка стационарных билетопечатающих машин Белорусской железной дороги, в вагонных и пассажирских участках восстановлена работа
автоматизированной системы управления эксплуатацией и ремонтом парка пассажирских вагонов (АСУПВ).
В нынешнем году предстоит решить еще более сложные вопросы. Помимо выполнения доведенных целевых показателей перед работниками отрасли стоит задача сокращения эксплуатационных расходов в условиях мирового финансового-экономического кризиса. В первую очередь необходимо предусмотреть мероприятия по сниже-
нию расходов в нерентабельном внутриреспубликанском сообщении путем приведения размеров движения в пригородном и местном сообщении в соответствие с объемами перевозок.
Кроме мероприятий, позволяющих привлечь еще большее ко-
личество пассажиров, службой совместно с отделениями дороги разработана программа по сокращению эксплуатационных
расходов во внутриреспубликанском сообщении. Она позво-
лит получить в 2009 году экономию в размере 3682,1 миллиона
рублей.
Катерина ШИБКО.
Почитайте внимательно. Прямым текстом сказано, что грозит в новом графике.