У нас заведено помогать соседям.
Белорусская железная дорога – лидер по образованию поездов для LDz.
На недавнем диспетчерском слёте в Вирогне встретились представители пяти железных дорог, составляющих западную оконечность железнодорожного пространства 1520 мм. Они поделились с коллегами своим опытом и планами по повышению пропускной способности транзитных коридоров. Какие меры в этом направлении предпринимает Белорусская железная дорога, рассказывает первый заместитель начальника Центра управления перевозками – начальник оперативно-распорядительного отдела Сергей САКОВИЧ.
- Белорусский центр управления перевозками намного моложе, чем сама железная дорога. Какими страницами начинается его летопись?
- Действительно, в этом году Белорусской железной дороге исполняется 150 лет, а нашему ЦУПу – всего пять: он был создан в 2007 году на базе двух отделений дороги – Витебского и Минского. На тот момент организовали шесть диспетчерских кругов, сейчас действуют уже десять, объединённых в один район управления. Самыми загруженными направлениями БЧ являются транзитные линии Смоленск – Гудогай, Смоленск – Брест и Смоленск – Бигосово – именно они и перешли под крыло Центра управления перевозками. В перспективе же планируется создать в ЦУПе три района управления, сосредоточив в них весь диспетчерский аппарат Белорусской железной дороги. Это станет возможным после сдачи в эксплуатацию отдельного здания ЦУПа, строительство которого сейчас идёт полным ходом. Причём если в 2007 году на дороге работали 32 диспетчерских круга, то после того, как ЦУП заработает в полную силу, их останется только 21. Сократить 11 рабочих мест позволит внедрение новых технологий, в том числе автоматизированные системы управления. Уже сейчас на пяти кругах поездные диспетчера не рисуют графиков исполненного движения – этим занимаются компьютеры; диспетчера же могут больше внимания уделять прогнозированию потока поездов, пользуясь при этом помощью электроники.
- В таком подспорье реально нуждаются диспетчера, регулирующие движение в направлении латвийско-белорусской границы?
- Грузопоток, идущий на Бигосово, за последнее время стал, пожалуй, самым большим на нашей дороге. Это и грузы, идущие транзитом через стык Смоленск – Заольша из России (главным образом, уголь), и наша местная погрузка на порты Латвии, которая в этом году выросла на 400%. Да и как иначе, если ваши порты выиграли все тендеры на погрузку! Поэтому и приходится изыскивать возможности для пропуска поездов даже сверх технического плана, составляющего для стыка Бигосово – Индра 32 пары поездов в сутки. С сентября 2011 года по март нынешнего года мы пропускали там по 35, даже 37 пар поездов. Ситуация особенно осложнилась после январской аварии под Крауей, а также после пожара на нашей линии, когда движение вообще остановилось и долгое время не могло прийти в норму.
- В связи с этим нельзя не отметить действия администрации Белорусской дороги, которая с пониманием отнеслась к нашим проблемам и помогла в их разрешении.
- Просто у нас так заведено – помогать соседям, тем более что как раз с Латвийской железной дорогой у нас, на мой взгляд, меньше всего проблем по взаимодействию. И когда у вас был тяжёлый период, мы останавливали поток, бросали составы. Зимой составы с углём, следовавшим в Латвию, были расставлены, наверное, по всем белорусским станциям. Дело доходило до 140 брошенных поездов, а образование вообще было под 200. Заметим, что и литовские соседи отнеслись к нестандартной ситуации по дружески: часть составов, которые должны были проходить по территории Латвии, мы направляли туда в обход, через Литву.
- Когда объём грузов растёт, то 32 пары поездов никак не смогут их вывезти. Каким путём собираетесь повышать пропускную способность линии?
- Естественно, за счёт развития инфраструктуры. Сейчас линия Заольша – Бигосово протяжённость около 160 км (так называемый «верхний ход») является однопутной, и мы намерены поэтапно переводить её на двухпутку, причём исключительно на средства самой БЧ. В 2013 году начнётся строительство вторых путей на участках Полоцк – Ропнянская и Свольно – Верхнедвинск. Сдерживает нас и недостаточное развитие станций – в этом направлении тоже ведётся большая работа, идёт реконструкция станций Полоцк и Витебск. К 2016 году на всём протяжении от Заольши до Бигосово должна быть двухпутная колея, обеспечивающая пропускную способность до 45 пар поездов в сутки. Кроме того, в перспективе планируется и электрификация всего участка, в том числе до границы, конечно, если латвийская сторона пойдёт нам на встречу.
- Какие ещё возможности видит ваше предприятие для повышения эффективности своей деятельности?
- Основное направление повышения пропускной способности на БЧ – это формирование поездов повышенного веса и длины. Ориентируемся на поезда длиной 100-120 условных вагонов и общим весом свыше 6 тыс.т. Для их нормального пропуска ведется удлинение станций и перегонов; закупаются новые электровозы.
Совсем недавно БЧ приобрела два электровоза, выпущенных в Китае по французской лицензии и способных возить составы весом до 10 тыс.т. Всего в 2011 году было сформировано 6999 поездов повышенной длины и 2541 поезд повышенного веса. За 1-й квартал 2012 года – 1465 поездов повышенной длины и 469 поездов повышенного веса. Эта важная мера позволяет решить проблему дефицита тяги при увеличении объёмов перевозок. И конечно, справиться с резко увеличившимся за последнее время грузопотоком помогает успешное сотрудничество с Латвийской, Литовской и Октябрьской железными дорогами, в том числе с их диспетчерскими аппаратами, в развитии которого мы заинтересованы.
Татьяна Трейкале.
Latvijas dzelzceļnieks Nr. 27 (Железнодорожник Латвии № 27)