Латвийская железная дорога: результаты работы и перспективы.
В области железнодорожных перевозок Латвию и Россию связывают длительные партнёрские отношения. Ежегодно порядка 40 млн.т российских грузов проходит транзитом по железным дорогам Латвии. Президент ГАО
Латвийская железная дорога Угис МАГОНИС рассказал нашему корреспонденту о последних результатах работы компании, сотрудничестве с РЖД, а также поделился планами на будущее.
- Не могли бы вы немного рассказать о деятельности компании Латвийская железная дорога?
- Наша компания является одной из крупнейших железнодорожных компаний в Европе. Латвийская железная дорога даёт работу более 12 000 человек, а это порядка 1,24% всего трудоспособного населения нашей страны. При этом в компании очень хорошие условия труда: у нас заключён договор с крупнейшим профсоюзом Латвии, и в любом вопросе, касающемся работы с людьми, мы стремимся найти компромисс. Конечно, как руководитель я должен защищать интересы Министерства транспорта, но я понимаю, что работник будет хорошо трудиться только тогда, когда он будет хорошо мотивирован. Именно поэтому сейчас средний оклад у нас составляет примерно 1500 долларов США, что в 1,5 раза выше средней заработной платы по стране.
Когда в 2005 году я занял свой пост, перед нами стояла задача грамотно провести реструктуризацию предприятия, разделив инфраструктуру и перевозчика. Таким было требование Евросоюза. Сейчас мы являемся концерном, который состоит из шести предприятий. Головная компания
Latvijas Dzelzceļš (LDz) является владельцем инфраструктуры. Кроме LDz, в концерн входят ООО
LDz Cargo, занимающееся грузоперевозками и международными пассажирскими перевозками; ООО
LDz Ritošā sastāva serviss, главная задача которого – это ремонт и экипировка подвижного состава, а также продажа топлива; ООО
LDz Infrastruktūra – капитальное строительство; ООО
LDz Apsardze – обеспечение безопасности и АО
LatRailNet – диспетчерская служба.
Мы выполнили требование Евросоюза, хотя лично я уверен, что либерализация рынка не приведёт к тем результатам, которых ожидает Европа. Возможно, в других странах, где доминируют пассажирские перевозки, увеличение конкуренции и числа перевозчиков действительно может привести к снижению цены, но в Латвии мы в основном возим грузы, и эта схема не работает.
В наших условиях, когда государство не даёт денег на поддержание инфраструктуры, мы должны собрать больше грузов, чтобы поддерживать её. Мы ездим полными составами, и в том случае, если придётся ждать, пока один из перевозчиков наберёт необходимый объём груза, мы не только растянем процесс во времени, но и добавим в него дополнительные операции и простой поездов, а значит – увеличим стоимость. Пока Европу устраивает наша схема работы, но мы опасаемся, что новый пакет, который в скором времени планируют ввести, вынудит нас ещё больше дробить хозяйство.
- Каких результатов достигла LDz за последний отчётный период?
- Как я уже говорил, наша основная деятельность – это транзитные грузоперевозки. Сейчас у нас доминирует канал Восток – Запад, хотя и коридор Юг – Север активно развивается. В прошлом году нам удалось достичь рекордных показателей – мы перескочили планку в 60 млн.т грузов в год. При этом 65,9% от общего числа составляют грузы из России, ещё 24,2% - из Белоруссии. В основном мы возим каменный уголь (37,1%), нефтепродукты (30,3%), химические грузы (7,3%) и минеральные удобрения (6,2%). А также иные товары.
Мы не только крупнейший работодатель в стране, но и один из самых крупных налогоплательщиков. В общей сложности платим в бюджет около 160 млн.долларов в год.
Конечно, мы заинтересованы в дальнейшем развитии – и сегодняшние показатели позволяют нам делать оптимистические прогнозы. Когда мы возим более 50 млн.т в год, мы можем развиваться, быть крупной компанией, давать работу, делать закупки и давать возможность нашим партнёрам получать прибыль. Я глубоко убеждён, что именно транзитная отрасль смогла вытащить нашу страну из кризиса. Даже в 2008-2009 годах, когда в европейских странах перевозки сократились до 50%, и железные дороги вынуждены были просить помощи у государства.
Благодаря хорошим бизнес-отношениям с российскими партнёрами мы очень тщательно работали, чтобы грузы шли в направлении именно наших портов – LDz работала не в кризисных условиях, и мы продолжали приносить прибыль. Мы работаем в связке с портами – их сервис и качество напрямую влияют на нас и наоборот. Порт может построить отличные терминалы, но если нет хороших дорог – затраты не окупятся. Также и железные дороги могут быть скоростными, но если нет порта, который сможет перегрузить груз и отправить его дальше, - сотрудничество с нами будет невыгодно.
Сегодня в Латвии три порта и наши действия всегда согласованы. Всем нашим партнёрам – и России, и Белоруссии, и Казахстану – мы говорим: приходите в наши порты, давайте сделаем нашу логистическую цепочку полностью контролируемой. И, конечно, мы ждём, что они придут.
- Расскажите немного о сотрудничестве Латвии и России в отношении железнодорожных перевозок?
- Россия нам даёт большую часть грузов. Между нашими странами сложились очень хорошие отношения на любых уровнях, что позволяет успешно развивать бизнес. У российских инвесторов есть огромный интерес к нашим портам, к нашим терминалам. Это очень позитивная нота, которая и нам помогает развиваться. Мы с оптимизмом смотрим в будущее.
Главная сложность в нашей совместной работе – это недостаточно высокая пропускная способность на границе Латвии и России. У нас есть два перехода, но через них идёт меньше половины российских грузов, а остальная часть вынуждена ехать через Белоруссию, поскольку не хватает мощностей. По моим подсчётам, из России мы можем забрать максимум 29 млн.т, а возим 41 млн.т ежегодно. Конечно, эта проблема решаема, и РЖД делает огромные инвестиции в решение проблем железных дорог, но в первую очередь решаются вопросы дорог на территории России, и до нас дело просто не доходит. Но мы готовы развиваться.
- А что относительно пассажирских перевозок?
Ежедневно у нас уходит по поезду в Россию и Белоруссию. Но это скорее работа на будущее. Здесь главная сложность – это длительное следование поездов. Например, состав из Риги в Москву идёт 16 часов, и пока нам не удаётся сократить время. Однако мы работаем над тем, чтобы больше людей пользовались поездами. За прошлый год мы перевезли 329 тыс.человек.
- Как компания LDz планирует развиваться дальше? Есть ли планы на будущее? Возможно, есть совместные планы с Россией…
- Планы у нас амбициозные. Мы хоть и небольшое государство, но находимся в центре глобального логистического пространства. И мы делаем всё возможное, чтобы остаться лидерами среди стран Балтии. Но важно понимать, что мы находимся в двоякой ситуации – работаем мы на «царской» дороге, фактически в области бывшего СССР, а живём – в Евросоюзе, где сделан упор на пассажирские перевозки, и они не всегда нас понимают.
Однако в Европе, конечно, есть масса позитивного. Например – европейские фонды. Благодаря этим средствам мы смогли реализовать много проектов. Например, проект по так называемой сигнализации, позволивший нам обновить систему слежения за поездами, а также систему контроля неисправностей. Сейчас, например, мы автоматизируем наши парки приёма.
Но
самый главный проект, который мы хотим реализовать в ближайшие 5-10 лет, - это электрификация дороги. В Латвии порядка 1900 км железных дорог, но электрифицировано только 260 км, и то только для пассажирских перевозок. Мы хотим изменить эту систему и перейти на электровозы как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Всего проект электрификации потребует инвестиций в размере примерно 1,2 млрд.евро, но помимо экологических и экономических преимуществ, дорога сможет существенно увеличить свои перевозочные мощности.
Пока мы не совсем понимаем, до каких точек будем электрифицировать наши дороги. Дело в том, что у нас нет пограничных станций ни с одной страной. Белорусы без оформления едут по нашей территории до ближайшего сортировочного пункта около 70 км, россияне - 90 км. Мы также въезжаем в Россию до ближайшей сортировочной станции – это уникальная ситуация для Евросоюза. Конечно,
нам хотелось бы, чтобы и российская и белорусская стороны поддержали наш проект и со своей стороны также выполнили необходимые работы.
С белорусами мы договорились, а вот с Россией пока нет.
Но могу с уверенностью сказать, что
на своей территории такие работы мы в любом случае будем проводить, ведь их выполнение позволит нам стать мощнее! Это самый большой на сегодняшний день наш проект.
Ольга Фомина,
www.tribuna.ru
Latvijas Dzelzceļnieks Nr. 28. (Железнодорожник Латвии № 28)